«Сиамские близнецы» в тревоге

Члены инициативной группы генерал Бахытжан Ертаев, руководитель группы Ерлан Сыдыков, депутат сената Анатолий Башмаков

Евгений ШИБАРШИН

Кому выгодно продление полномочий президента?

Инициаторы референдума по продлению полномочий первого президента РК до 2020 года считают, что выборы, которые должны состояться в конце 2012 года, лишь отвлекут общество от реализации 10-летней программы форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана. Они утверждают, что предлагаемая ими мера лежит в русле казахстанского пути развития: «вначале экономика, потом политика». Но разве продление президентских полномочий теперешнему главе государства - это не политика? Выходит, что сторонники референдума противоречат сами себе?

С логикой не в ладах

«Нет, конечно», - ответят нам. Главное, по мнению идейных вдохновителей референдума, что все это делается ради повышения благосостояния казахстанцев. Будет меньше бедных, тогда, мол, и власть к другому человеку может перейти безболезненно. Этот аргумент уже для тех, кто постоянно «бубнит» о неизбежном окончании назарбаевского правления. Как тут не поверить в первичность экономики перед политикой?

А кто бы сомневался? Разве что тот, кто верит в существование политики ради самой политики. Но в том-то и дело, что любой мало-мальски образованный человек знает: такой политики не бывает.

История становления нового Казахстана - яркий тому пример. Разве роспуск Верховного Совета, который произведен в начале 90-х - это не политический акт, обеспечивающий переход к радикальным рыночным реформам в Казахстане? Тогдашний парламент выступал за постепенность преобразований. Депутаты хотели смягчить негативные последствия для населения страны. Можно обсуждать, насколько такой подход был оправдан, но факт остается фактом: Нурсултан Назарбаев решил использовать другой способ - шоковый, и для этого ему понадобились соответствующие политические условия. Он не хотел тратить время на парламентские дискуссии, поэтому Верховный Совет «самораспустился». И сразу же, в 1995 году, Назарбаев провел референдум по продлению президентских полномочий. Это помогло ему в том же году принять теперешнюю Конституцию. Именно в ней прописана такая политическая система, в которой глава государства и все исполнительные структуры наделялись властью, фактически неподконтрольной обществу. Точнее, выборная процедура по избранию самого президента и представительной власти декларировали волеизъявление народа, но в реальности все выборные процессы оказались под жестким контролем администрации главы государства и акимов. Это ли не показатель, что политика в Казахстане никогда не ставилась на «второе» место, а была неотрывной составляющей преобразований в экономике?

Советник президента по политическим вопросам Ермухамет ЕРТЫСБАЕВ такую связку трактует по-своему. В недавнем интервью информационному агентству «REGNYM» он заявил:

- Политическая модернизация, может быть, отстала от экономической, но это принцип главы государства: сначала экономика, потом политика. Назарбаев желает создать многочисленный средний класс. Он понимает, что подлинная социально-экономическая основа и фундамент демократии - это богатые, зажиточные и обеспеченные люди, владельцы собственности и капитала.

Судя по этому высказыванию, смысл создания Назарбаевым среднего класса в качестве опоры демократии лежит в политической плоскости. Тогда получается, что экономические преобразования делались ради политической цели? То есть вначале все-таки политика, а потом экономика?

«Власть и бизнес не разъединены»

Как видим, даже с точки зрения формальной логики, подобные высказывания достаточно уязвимы. Что касается реального процесса, то разве недостаточно примеров, чтобы убедиться в надуманности противопоставления таких взаимозависимых явлений, как экономика и политика? Тем не менее даже Ертысбаев, преподававший когда-то политические  науки в вузе, а ныне практикующий в составлении меню на политической кухне главы государства, не подвергает сомнению формулу, допускающую возможность существования политики ради политики. А раз так, то остается только размышлять: кому это выгодно?

Советник президента, не подозревая этого, сам дает ответ:

- Элита состоялась. Но есть одна особенность негативного свойства, а именно: государственный аппарат тесно связан с крупным и средним бизнесом. Клерки нижнего уровня связаны с малым бизнесом. Власть и бизнес не разъединены и это, в сущности, составляет сердцевину коррупции, которая разъединяет и подтачивает молодое государство.

Эти «сиамские близнецы» и есть тот самый политический результат, который Назарбаев получил с помощью выстроенной им системы власти. Вместо живущего в постоянной конкуренции среднего класса (а потому и не боящегося ее) мы получили социальный слой, монопольно владеющий властью и не желающий с нею расставаться. Идеологи этого слоя вбросили в общество несколько привлекательных идей, ради которых граждане могут согласиться на любые действия сегодняшней власти, не задумываясь о возможных негативных последствиях. Нам постоянно твердят, что Назарбаеву нужно дать возможность реализовать программу индустриального развития, но кто-нибудь видел эту программу? Насколько она реальна? Эти вопросы пытаются снять ссылкой на выдающиеся способности президента, которые он проявил за 20 лет своего правления, и теперь, мол, давайте поверим на слово этому человеку. Но никто не говорит о допущенных ранее ошибках. Не получится ли так, что в конце этого пути ертысбаевы в очередной раз посетуют на «особенности негативного порядка»?

Фото радио «Азаттык»