Политические итоги. Путь к радикализму

На саммите ОБСЕ Нурсултан Нарарбаев укрепил свой политический имидж (Фото радио «Азаттык»)

Евгений ШИБАРШИН

Куда может завести Казахстан продление полномочий президента?

Если бы политические итоги уходящего года мы подводили неделю назад, то по важности на первое место наверняка бы поставили астанинский саммит ОБСЕ. Однако значение этого форума затмило недавнее инициирование референдума по продлению президентских полномочий Нурсултана Назарбаева до 2020 года. Теперь все события, которые происходили в республике до этого момента, невольно оцениваются с точки зрения их связи с предложенным сценарием удержания власти.

 

Все шло к продлению полномочий

Не хочется все упрощать до такой степени - мотивационная сторона реальной политической жизни гораздо богаче. Тем не менее многое, что происходило в нашей стране в течение 2010 года, теперь действительно воспринимается иначе. Более понятными стали причина кампании по наделению первого президента Казахстана статусом Лидера нации, а также смысл пропагандистской шумихи по поводу значения саммита ОБСЕ и личных заслуг в этом Назарбаева. В данное русло укладываются и поправки в Конституцию, позволяющие первому президенту Казахстана оставаться у власти пожизненно, и меры, ограничивающие действия радикальной оппозиции.

Все эти шаги были понятны и раньше. Но до последнего времени они воспринимались в качестве подготовительных к очередным президентским выборам. Тем более, что и советник президента по политическим вопросам Ермухамет ЕРТЫСБАЕВ от имени главы государства сообщил, что тот будет выставлять свою кандидатуру на выборах 2012 года.

Пока Назарбаев никак не отреагировал на инициативу о референдуме, и потому вроде бы нет оснований упрекать его в непоследовательности. Сейчас инициативные группы собирают подписи граждан, поддерживающих референдум, но решение остается за главой государства. Именно он после окончания этой процедуры должен либо подписать указ о проведении республиканского референдума, либо наложить вето. Так что у него есть время для оценки ситуации. И в этом весь Назарбаев, постоянно оставляющий себе пространство для политического маневра.

Самое интересное, что, отказавшись от референдума, он заработает дополнительные очки для себя на очередных выборах. Вопрос в том, так ли уж они нужны, если и без этого все эксперты пророчили ему победу в 2012 году? Потому и вероятность такого развития событий очень мала. Референдум, скорее всего, состоится. Остается только понять: если на очередных президентских выборах Назарбаев реально мог победить, то почему он может пойти на их замену референдумом о продлении полномочий? Причем не на 5 лет, как ограничивает сейчас Конституция, а сразу же на 10?

Благоприятные условия

Ответ, очевидно, скрыт именно в последней цифре. Дескать, чего уж лицемерить, если хочешь править страной пожизненно. Мало ли что записано в Основном законе страны по поводу пятилетнего срока президентства. Раз этот же документ декларирует, что «единственным источником государственной власти является народ», то давайте у него и спросим: хочет ли он себе «долгоиграющего» президента?

Правда, народ еще нужно подготовить, да и момент для референдума тоже необходимо выбрать благоприятный. Что касается первой части, то все наблюдали, как государственная пропагандистская машина в течение всего 2010 года усиленно работала на идею невозможности жизни в Казахстане без Назарбаева. Многие в это поверили. Но тогда почему не подождать очередных президентских выборов? Так ведь за эти два года все наработки провластных агитаторов из голов избирателей выветрятся и надо будет искать новые «саммиты», прославляющие «лидера нации».

К тому же и ситуация в экономике сейчас тоже вроде бы благоприятная. По данным Агентства РК по статистике, за 11 месяцев текущего года экономический рост составил более 7%. Номинальная заработная плата в октябре относительно прошлого года выросла на 15,8%, а среднедушевой номинальный денежный доход населения - на 11,6%. Это сразу же сказалось на торговле. Ее объем на 1 декабря 2010 года относительно этого же периода 2009 года вырос на 12,4%. При этом оживление торговли на рынках (их доля в общей торговле 45,8%), где отовариваются «простые» граждане, составило 11,3%. Даже если учесть, что инфляция за этот период зафиксирована в размере 7,5%, можно утверждать, что материальное благополучие большинства казахстанцев несколько улучшилось. К тому же с 1 января 2011 года ожидается повышение размера пенсий на 30%, а в середине года увеличится и заработная плата работников бюджетной сферы. Если учесть, что в стране более 1688 тыс. получателей пенсий и примерно столько же «бюджетников», то для поддержки Назарбаева в предстоящем референдуме складывается достаточно большая социальная база. Можно ли ее будет сохранить к декабрю 2012 года, большой вопрос.

Да и малый бизнес, сколько бы ни декларировались меры в его поддержку, по-прежнему живет в условиях угрозы разорения, и любые негативные колебания в экономике прежде всего отражаются на нем. Пока мировой кризис отступил от границ Казахстана, так почему бы этим не воспользоваться.

«Идет давление»

Разумеется, никто из сторонников референдума названных выше причин не называет. Даже в Обращении к гражданам Казахстана, которое приняли участники собрания в Усть-Каменогорске, в качестве мотивов в пользу продления полномочий президента Назарбаева в основном идет ссылка на его заслуги и говорится о необходимости сохранения стабильности в стране. Но откуда именно исходит эта угроза, не говорится. Надо так понимать - от самих выборов. Очевидно, стало страшно после того, как тысячи несогласных с итогами выборов президента Беларуси собрались на центральной площади и пришлось их разгонять ОМОНом.

К этим аргументам стали добавлять и необходимость экономить средства на выборах, где и без того известно, что победит Назарбаев. Более того, чтобы утешить широкую публику, распространили информацию, что все расходы по сбору подписей возьмут на себя инициативные группы.

А советник Ертысбаев заявил, что «в пользу референдума очень сильное идет давление со стороны государственной политической элиты, крупного и среднего бизнеса, которые заинтересованы в стабильном и устойчивом развитии страны, и это связывают исключительно с личностью Назарбаева». Вот от этих слов и нужно исходить. Дело не столько в стабильности как таковой, сколько в интересах определенной части казахстанского общества. Эти люди давно уже нашли свою нишу в этом обществе, сформировали свои монополии и цепляются за малейшую возможность ее сохранить.

Выиграют ли от этого другие граждане? Дело в том, что предстоящее 10-летнее правление одного человека означает отлучение оппозиции от нормального политического процесса. То, что предполагается формирование парламента на двухпартийной основе, эту проблему не решит. Оппозиция все равно будет. Вопрос лишь в том, не поведет ли ее в сторону радикальных методов, которые уже апробированы в некоторых странах СНГ? И тогда стабилизации точно придет конец.