Безопасность запрограммировали

Евгений ШИБАРШИН

 28 марта областной маслихат принял региональную Программу обеспечения безопасности дорожного движения в Костанайской области на 2007-2009 годы. На ее финансирование предполагается выделить из местного бюджета 650 млн. тенге. Помогут ли эти средства снизить аварийность на дорогах?

Мрачная статистика

В Костанайской области с 2002 по 2006 год количество ДТП возросло с 670 до 1001, число погибших в них - с 117 до 157 человек, раненых - с 771 до 1243. Основной причиной в официальной статистике называется низкая дисциплина водителей, которые нарушают правила дорожного движения. В прошлом году 92,5% всех аварий произошли именно по этой причине. Водители в первую очередь превышали скорость, во вторую - неудачно маневрировали, в третью (14%, между прочим) - управляли машиной в нетрезвом виде.

Похожая ситуация сложилась во всех регионах республики. Общая тенденция настолько неблагоприятна, что глава государства поручил МВД подготовить государственную программу по обеспечению безопасности дорожного движения. Для её реализации предполагается выделить 80 млрд. тенге.

Это, хоть и ближайшее, но будущее. Региональная программа, принятая костанайскими депутатами, пока рассчитана на собственные финансовые ресурсы.

- Для нас было важно уже то, что наконец-то программа появилась на свет, - говорит председатель постоянной комиссии по вопросам законности и правопорядка областного маслихата Ирина АРОНОВА. - Если на мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения будут выделяться средства из местного бюджета, у депутатов появятся основания спрашивать с тех, кому положено следить за дорожной безопасностью.

Мы несколько отстаем. В России такая программа появилась еще в 2005 году. Начальник управления дорожной полиции ДВД Костанайской области Серик ЖУНИСОВ отметил, что на эти цели там выделяют около 2% от ВВП. Столько же убытков от дорожно-транспортных происшествий несут россияне.

В Казахстане сравнить эти показатели невозможно в принципе: финансовые потери от ДТП у нас никто не считает. Зато наши дорожные полицейские скрупулёзно ведут статистику доходам, которые государство получает взиманием штрафов с нарушителей. Таким способом полицейские пытаются компенсировать расходы бюджета на их содержание.

Главное звено

Даже при беглом прочтении региональной программы видно, что разработчики стремились подойти к проблеме безопасности на дорогах разнопланово. Но не выльется ли такой подход в желание «объять необъятное»? Не окажется ли через три года, что гора родила мышь? Просматривается ли в этом документе какой-то стержень, то самое главное звено, за которое можно вытащить всю цепь причин, ведущих к аварийности?

- Если мы наладим жесткий контроль за соблюдением правил дорожного движения и реализуем принцип неотвратимости наказания за их нарушения, то ситуация изменится в корне, - считает Жунисов.

И привёл примеры. После того как министр МВД летом 2006 года своим приказом ограничил возможности дорожной полиции в патрулировании, число происшествий начало расти из месяца в месяц. Способствовал росту и запрет на изымание водительских удостоверений у нарушителей. Инспектор составлял по факту нарушения протокол для привлечения к административной ответственности и отправлял его на рассмотрение в суд. Однако провинившийся водитель туда не являлся и назначенный штраф платить не спешил. В 2005-м году суды Костанайской области вынесли решения о взимании штрафов на сумму 126,5 млн. тенге, уплатили нарушители 79,7 млн. В 2006-ом сумма штрафов составила 108,5 млн. тенге, а в бюджет внесено 75,9 млн. Обратите внимание, что именно в этот год и произошло больше всего ДТП за последние пять лет (см. на схеме). Безнаказанность рождает нарушения. Сейчас запрет снят и, по словам Жунисова, взыскание штрафов теперь составляет около 90%.

Такой же точки зрения придерживается и директор Костанайской областной автошколы Союза водителей РК Валерий НОВИКОВ:

- Мы же не учим начинающих водителей превышать установленную правилами скорость. Если они не соблюдают наши рекомендации, то это проявление недисциплинированности. От нее можно избавить только жестким наказанием. Правда, я за дифференцированный подход - причины нарушений могут быть другие, но их легче списать на недисциплинированность.

Для усиления контроля региональная программа предусматривает в 2007-м году увеличение в Костанае штата дорожных полицейских на 60 человек. Расходы - за счёт республиканского бюджета. Будут приобретены современные технические средства, которые способны беспристрастно фиксировать отклонения от правил (запланировано чуть больше 56 млн. тенге). В 2008-2009 годах планируется купить 16 патрульных автомашин марки Volkswagen Passat, 4 спецавтомобиля «Газель» с фотограмметрическими комплексами для фиксации и обработки материалов ДТП. Каждого аттестованного сотрудника дорожной полиции предполагается оснастить электронным терминалом, с помощью которого он может по микропроцессорной карте на водительских удостоверениях нового образца оперативно получить всю информацию о водителе и его автомашине, заложенную в базе данных полиции. На эти цели предполагается израсходовать немногим более 23 млн. тенге.

А где взять правовую культуру?

Отсутствие водительской дисциплины - несомненно проблема. Но невозможно не заметить и другие факторы, потенциально создающие напряжение на дорогах. Например, сейчас в Костанае очень перегружены улицы Баймагамбетова и Тарана. Мешают тупики, искусственно созданные застройкой, пешеходной зоной на улицах Пушкина, Толстого, Аль-Фараби. Не хватает в областном центре и мест для парковки автомобилей, «карманы» на автобусных остановках не рассчитаны на такое интенсивное движение общественного транспорта. В результате, дорога для проезда сужается, создавая излишнее напряжение для водителей и пешеходов. Можно ли ситуацию изменить? В программе предлагается эти «тонкие» места учесть при изменении плана генеральной застройки Костаная. Удастся ли это сделать, сказать пока сложно. Без больших финансовых вложений тут не обойтись, и если какое-то решение будет найдено, то эффекта ждать долго.

Из более быстрых способов. В 2007-м году при реконструкции сети светофоров в областном центре планируется установить автоматическую систему регулирования дорожного движения по принципу «зеленая волна». В Костанае и Рудном будут установлены 30 информационных панно, создающих систему маршрутного ориентирования участников дорожного движения. Они позволят более равномерно распределить потоки машин.

Есть в программе и множество других мероприятий технического и организационного порядка, призванных улучшить безопасность на дорогах. Обновление светофоров, ремонт дорог, обустройство пешеходных переходов - всё это достижимо при наличии денег. Сделать так, чтобы соблюдение правил дорожного движения стало обязательным - куда сложнее. В первую очередь потому, что у нас ещё не научились добиваться исполнения ПДД и четко наказывать за их нарушение. За три года эту проблему мы вряд ли решим.

Опрос: Как повысить дисциплину водителей на дорогах?

Кадыргали ДЖАМАНБАЛИН, член постоянной комиссии по вопросам законности и правопорядка областного маслихата:

- Сегодня водительские права в основном получают молодые люди, поэтому нужно больше денег вкладывать в их подготовку. Есть смысл ввести специальные курсы по безопасности дорожного движения в школах, в высших и средних учебных заведениях. Этим нужно заниматься ежедневно, а не от случая к случаю. Только тогда что-то можно изменить кардинально.

Михаил КЛИМ, автоэксперт Союза водителей РК:

- Раньше на автопредприятиях были специальные отделы по безопасности, которые занимались с водителями, сейчас их нет. Поэтому пропагандистскую и воспитательную работу проводить некому. Мешает и необъективное определение истинных причин ДТП. Бывает, что они случаются из-за плохой дороги, но никого за это к ответственности не привлекают. Все привыкли списывать на недисциплинированность водителя. Очень часто ограничительные и запрещающие дорожные знаки ставят там, где в них нет необходимости. По этой причине водители их не соблюдают и привыкают вообще на знаки не реагировать. В итоге это приводит к печальным последствиям. Сегодня как и раньше есть городские и областные комиссии по безопасности дорожного движения, но их не слышно. А ведь от них многое зависит.

Камиял НУРМАГАМБЕТОВ, командир отдельного батальона управления дорожной полиции ДВД:

- Такой же вопрос недавно мы задавали самим водителям. Половина из них считает, что дисциплину можно поднять воспитательной работой, другие говорили о необходимости повышения контроля на дорогах и более жесткого  наказания нарушителей. Мы считаем: нужно и то, и другое. Что касается первого, то по вопросам безопасности дорожного движения мы в последнее время стали гораздо чаще выступать в школах и учебных заведениях, размещать материалы в СМИ, да и самим водителям во время патрулирования стремимся больше разъяснить. Но, тем не менее, на мой взгляд, было бы полезно в помещении дорожной полиции проводить показательные судебные процессы по некоторым делам, связанным с проявлением недисциплинированности водителей. Если говорить о дорожных знаках, которые размещены не там, где нужно, то, действительно, такое есть. Недавно мы сделали проверку и выявили несколько случаев несанкционированной установки знаков. Их сняли.  Будем и впредь делать такие проверки.

Игорь СОРОКИН, старший специалист регистрационно-эксплуатационного отдела управления дорожной полиции ДВД:

- В недавние времена покупка автомобиля давалась нелегко, поэтому водители ими дорожили. Сегодня машины доступны. Родители дарят их своим детям. И разве молодой человек будет её беречь? Равно, как и себя, и других участников дорожного движения. При сдаче экзаменов выпускниками автошкол мы видим, что их подготовка за последние годы не ухудшилась. Но начинающих водителей никто не учит уважительному отношению друг к другу. На дороге никто не уступает. Чтобы это выкорчевать, нужен не один год.

Валерий НОВИКОВ, директор областной автошколы, член Евразийского Альянса автомобилистов:

- Дисциплинированность водителей зависит от многих факторов: тут и невоспитанность водителей, и непрофессиональная работа некоторых  дорожных полицейских.  Даже  плохие дороги на это влияют. Нужно больше технических средств контроля за движением автомобилей. А работу инспекторов лучше оценивать не по тому, сколько он «нащёлкал» нарушений под каким-нибудь знаком, а выделить ему участок города, и пусть отвечает за общее состояние аварийности в этом районе. А пока я сам боюсь ездить по улицам Костаная. Иногда только и приходится надеяться на Бога.