Переход на летний сезон

Даже начинающие водители в курсе, что автомобиль после зимы надо готовить к эксплуатации в тёплое время года. Как именно? На этот вопрос отвечает постоянный эксперт «НГ», кандидат технических наук Валерий ЗЕЛЕНИН.

- Я надеюсь, что водители, чьи автомобили во время зимы были «обуты» в шипованную резину, без подсказки давно уже перешли на летний вариант. То, что шипы во время езды по дороге, свободной от снежного наката или льда, не нужны, никому объяснять не надо. Но некоторые начинающие водители не знают, что у резины летней или всесезонной есть одно очень важное преимущество - она более мягкая. Это означает, что эффект торможения в тёплое время года у неё выше.

Что же касается других операций, которые нужно выполнить при переходе на летнюю эксплуатацию, то мой первый совет - дождитесь, пока окончательно высохнут дороги, и очистите кузов от накопившейся весенней грязи, помойте и просушите его. В грязи, которая наверняка осталась ещё от поездок в осеннее время, могут быть соли, которые вместе с постоянно присутствующей влагой могут серьёзно коррозировать металл. То же самое нужно сделать и с двигателем. У него тщательно протрите все «кармашки» в корпусе. Лучше это делать влажной тряпкой, используя стиральный порошок. Тщательно протрите провода и свечи. Вряд ли вы зимой часто заглядывали в подкапотное пространство, поэтому с наступлением тепла у вас появилась возможность сделать основательный осмотр.

После очистки от грязи внимательно осмотрите ходовую часть автомобиля. Для этого нужно заехать либо на эстакаду, либо на смотровую яму, а можно и просто поддомкратить машину. Пошевелите рулевые тяги - нет ли люфта. Его можно устранить самостоятельно. Обратите внимание на цельность пыльников - отверстия в них недопустимы. Осмотрите тормозные шланги - нет ли на них трещин, подтеканий масла. Если обнаружите, то шланги нужно заменить. Поднимите домкратом каждое колесо и покачайте: влево-вправо, вверх-вниз. Так проверяется их люфт. Если обнаружите его и сами не сможете устранить, нужно ехать на СТО. Когда будете осматривать колёса, припомните, когда последний раз проверяли смазку подшипников. Для автомобилей российского производства обновление или дополнение смазки целесообразно делать один раз в сезон. Что касается иномарок, то нигде в инструкциях по эксплуатации заводы-изготовители об этом не пишут. Наверное, имея в виду, что этим автомобилям ежегодно нужно проводить техобслуживание, во время которого мастера и проводят соответствующие работы.

Лето - время больших скоростей, поэтому при переходе на колеса с летней резиной не забывайте о необходимости их балансировки. В противном случае вы будет постоянно испытывать дискомфорт от неприятного шума во время езды, не говоря уж об ускорении износа ходовой части. Проверьте и эффективность тормозной системы. Для этого выберите ровное место на асфальте (можно на территории гаражного кооператива), разгоните машину до скорости 40 км/час и резко затормозите. По оставленному следу от заторможенных шин можно проверить длину тормозного пути и то, срабатывают ли на торможение все колеса одновременно. Если этого нет, нужно произвести соответствующую регулировку или заменить тормозные колодки, либо расточить тормозные диски.

Там, где флажок «зима-лето» на воздухозаборнике переключается вручную, его нужно поставить в соответствующее положение. Раз уж вы решили выполнить целый комплекс работ, то не будет лишним проверить исправность ламп сигнализации и направленность света фар. Мало того, что это одно из важных условий безопасного движения, но наверняка пригодится и для подготовки к очередному техосмотру, который не за горами.