На борьбу с преступностью - всем миром

В последнее время костанайцев потрясло несколько громких убийств

Евгений ШИБАРШИН

На это направлена новая программа. Но получится ли?

На прошлой неделе депутаты областного маслихата утвердили Региональную программу профилактики правонарушений в Костанайской области на 2011-2013 годы. В числе прочих задач предполагается «уменьшить уровень преступности в области».  Тут же констатируется, что по итогам 8 месяцев на территории Костанайской области число преступлений общей регистрации выросло на 3,6%, а общеуголовной - на 13,2%. В то время как  их раскрываемость снизилась. На реализацию данной программы из местного бюджета запланировано истратить более 2,5 млрд тенге. Однако будет ли ожидаемый эффект от вложенных денег?

Расходы на полицию больше, а преступность растет

Преступность - явление достаточно сложное. Как по формам своего проявления, так и по мотивации, толкающей людей на их совершение. Поэтому не будем идеалистами: любая, даже тщательно проработанная программа не обязательно даст тот эффект, на который надеются ее создатели. Мы уже имели программы по борьбе с наркоманией, с преступностью среди несовершеннолетних, с коррупцией и т. п. Из года в год увеличивается и финансирование органов правопорядка из местного бюджета. Если в 2007 году выделялось 2,2 млрд тенге, то в 2008-м уже 2,88, в 2009-м истратили 3,5, а на 2010-й запланировано 4,068 млрд. Эти средства помогли лучше оснастить полицию техническими средствами, увеличить численность патрульной службы, и уже в 2008 году количество преступлений официально зафиксировано на 15% меньше. Однако успех оказался не столь значительным, чтобы население его заметило. Более того, в последнее время в областном центре произошло несколько преступлений, которые в очередной раз напомнили его жителям о параллельно существующем преступном мире.

Так насколько эффективны предложенные меры? Мы попытались проанализировать некоторые позиции принятой программы. В вводной части этого документа сообщается, что за 8 месяцев 2010 года в сравнении с этим же периодом прошлого года больше зарегистрировано особо тяжких преступлений (на 6,1%), краж чужого имущества (на 24,8%), треть из которых составляют квартирные кражи (рост на 28,6%). Увеличилось число преступлений, совершенных в общественных местах (на 34,2%), в том числе на улицах - на 23,4%. Рецидивная преступность подскочила на 36,3%. Причем в общей массе преступности она составляет одну четверть. На 34,7% больше преступлений совершено лицами в нетрезвом состоянии.

«Экономика виновата»

Так считает заведующий кафедрой уголовного права и процесса Костанайского госуниверситета, кандидат юридических наук Батырхан ТУРЛУБЕКОВ. Истина эта не нова, к тому же она подтверждается и характером преступлений, совершенных на территории Костанайской области. Если выделить кражи и грабежи, единственная цель которых - завладеть чужим имуществом, то за 9 месяцев текущего года из 6 149 всех зарегистрированных преступлений их доля составляет 3 878.

- То, что около 60% преступлений совершается из корыстных побуждений, факт, зафиксированный в оценке многих специалистов, - подтвердил вывод ученого юриста председатель апелляционной судебной коллегии Костанайского областного суда Владимир ШАКУН, - и такое положение не только в нашем регионе. Но судебная практика говорит, что такого рода преступления зачастую совершаются не потому, что кому-то жить не на что.

В этой связи можно вспомнить, что всплеск преступности зачастую объясняется кризисом в экономике, который ведет к росту безработицы. Доля истины в такой оценке есть. Поэтому значительный рост количества краж можно было бы списать на последствия еще не закончившегося мирового финансово-экономического кризиса. Однако на недавнем совещании в областном акимате, подводя итоги социально-экономического развития региона за 9 месяцев, чиновники говорили о существенном увеличении общих объемов производства. Причем эта тенденция возникла еще в прошлом году. Выходит, что фактор состояния экономики влияет на уровень преступности не так жестко, как это иногда думается.

Батырхан Турлубеков считает, что вместе с негативными последствиями от кризисных ситуаций в экономике на людей повлияли и рыночные преобразования, которые прошли в нашей республике.

- Изменились психология, мировоззрение людей, - говорит Турлубеков. - К тому же в обществе произошло сильное имущественное расслоение, что толкает некоторых к противоправному «восстановлению справедливости».

Можно было бы добавить, что с заполнением торговли различными потребительскими товарами увеличилось и число соблазнов, желание немедленно удовлетворить которые зачастую толкает на преступления. Владимир Шакун в качестве примера, подтверждающего этот вывод, сослался на резкое увеличение судебных дел по кражам мобильных телефонов, которое наблюдается в последнее время. Причем зачастую вроде бы и есть у человека мобильник, но он увидел другой, со всякими «наворотами». Денег на него нет. Но очень хочется.

Насколько программа по профилактике правонарушений учитывает экономический фактор? Есть там, конечно, меры, направленные на повышение трудовой занятости населения, предусмотрены и различные формы работы по «формированию позитивных жизненных ценностей» у молодежи, но согласитесь, что в условиях господства «вещизма» и уже сложившихся традиций получать доходы любым способом, ждать нужного результата от запланированного достаточно проблематично. Тут нужно время и коренное изменение состояния общества.

Преодолеть правовой нигилизм

Одно из главных направлений, на котором требуется сконцентрировать усилия государства, - формирование правовой культуры граждан. Прежде всего у молодежи. К такому выводу пришел старший преподаватель юридического факультета КГУ Бейбут БАЙСАРИН. Он 28 лет работал в правоохранительных органах и закончил службу в звании полковника полиции, поэтому, надо так понимать, корни преступности изучал не теоретически. Вместе с этим, он предлагает обратить особое внимание на антинаркотическую пропаганду и воспитание, а также в корне изменить работу с лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Что касается увода общества от правового нигилизма, то программа предусматривает чтение лекций, проведение круглых столов и конференций, но понятно, что проблема гораздо глубже. Ее «подкармливает» коррупция. Когда за людьми, облеченными властью, тянется длинный шлейф «прихватизации», это борьба «нанайских мальчиков», а не серьезная работа по снижению уровня преступности. Чтобы этот фактор перестал делать свою разрушительную работу в правосознании людей, нужно время. Либо начать процесс подключения к собственности, принадлежащей узкому кругу людей, широких слоев населения. Через акционирование или другие формы. Как это делается в развитых странах. Но это уже меры государственного масштаба, и они выходят за границы подобных программ.

Относительно борьбы с распространением наркозависимости и по работе с ранее осужденными тоже кое-что запланировано. Но ничего радикального. Что касается первого, то это лишь продолжение прежней работы. Относительно второго намечены семинары «по взаимодействию государственных органов» в реализации мер, направленных на социальную адаптацию лиц, вернувшихся из мест лишения свободы. Как они будут это делать, пока неясно. Ведь предприятия сейчас сплошь частные и устроить туда граждан после «отсидки» за колючей проволокой будет невозможно.

- У нас сегодня нет механизма социальной адаптации этой категории людей, - говорит Шакун. - Сейчас разрабатываются законодательные акты, позволяющие судам применять более широкий спектр наказаний, которые не обязательно связаны с лишением свободы. Другое дело - и сегодня существует 12 видов наказания, но судьи зачастую ограничиваются тем, что, либо лишают свободы, либо применяют эту меру условно. Они работают в рамках сложившейся системы.

Программа только для полицейских?

Надо так понимать, что работа судов тоже выходит за рамки анализируемой программы, поэтому относительно решения их проблем, влияющих на профилактику правонарушений, там тоже ничего не сказано. Зато детально прописаны меры по повышению технической оснащенности полиции. Есть там и пункты по поводу установки камер наружного видеонаблюдения за порядком на улицах городов и во дворах, предусмотрены средства на покупку оборудования для дорожной полиции и много чего другого, безусловно, помогающего обеспечить спокойствие граждан. Вот только к профилактике они имеют лишь опосредованное отношение, и потому заслуживают включения в отдельную программу. Но то ли «сверху» дали указание все «зарядить» в один документ, то ли времени на обдумывание у ее составителей не хватило, но получилось так, что попытка скоординировать усилия всех государственных органов на этом направлении вылилась в мероприятия для полиции. Нет, в качестве ответственных там прописаны управления областного акимата и исполнительные органы городов и районов, которые призваны подключить к борьбе с преступностью широкую общественность. Но отвечать за ее выполнение в первую очередь, похоже, будет департамент внутренних дел. Хотя их главная работа в профилактике, на мой взгляд, заключается в зримом и незримом присутствии в общественных местах в качестве контролеров за соблюдением общественного порядка, а также для выявления и расследования уже совершенных преступлений.

Программа хотя уже и принята, но не все еще потеряно. Очевидно, аналогичные документы будут составляться в городах и районах, которые призваны конкретизировать региональную программу. Так что у чиновников есть возможность подойти к этому процессу более творчески.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА

Структура расходов, запланированных в местном бюджете 

ОПРОС

Что мешает правоохранительным органам эффективно бороться с преступностью?

Николай ДЕЙХИН, ветеран МВД, генерал-майор милиции:

- На рост преступности влияют разные факторы. Экономические, политические, несовершенство законодательства и другие. Иногда это лишь «игра» статистики. Лучше заработала патрульная служба - больше начали регистрировать уличных правонарушений. А реально их могло стать меньше. Поэтому, чтобы ответить на поставленный вопрос, нужно хорошо изучить ситуацию. Но одно могу сказать уже сейчас: серьезно мешают различные реформы правоохранительной системы, которых у нас было в изобилии. Пока от них только вред. Если что-то и надо менять, так делать это радикально.

Ирина АРОНОВА, председатель комиссии по законности, правопорядку и местному самоуправлению областного маслихата:

- Все решают кадры. О чем мы можем говорить, если только за последнее время у нас в нескольких районах заменили прокуроров. Даже если это не связано с какими-то неблаговидными поступками, такое смещение не проходит бесследно. Систему подбора людей для работы в правоохранительных органах нужно менять. Причем, начиная с самых «низов» и кончая высокими постами. Требует изменений и практика их обучения. Они сегодня решают судьбы многих людей, а граждане не верят им, боятся обращаться за помощью. В таком случае не поможет даже самое лучшее финансовое обеспечение.

Людмила ГОРБЕНКО, первый секретарь Костанайского обкома Компартии Казахстана:

- У нас правит не закон, а принцип «телефонного звонка». Все громкие дела, которые рассматривались последнее время в казахстанских судах, носят заказной характер. Надо кого-то посадить, на него быстро фабрикуется уголовное дело. Все это происходит на глазах миллионов людей, которые прекрасно понимают всю подоплеку подобных процессов. Такой подход рождает недоверие к правоохранительным органам.

Иван БУГАЕВ, ветеран судебных органов Казахстана:

-  После всех реформ правоохранительные органы оторвались от общества. Они работают сами по себе, народ существует тоже сам по себе. Нас приучают забыть все советское, но там ведь было и много полезного. Например, практиковалось направление на работу в правоохранительные органы людей из трудовых коллективов. Да и наказания по административным правонарушениям чаще выносились товарищескими судами. Они играли большую воспитательную роль.

Сергей УТКИН, юрист (Алматы):
- Правоохранительная система полностью коррумпирована. Это не вина людей, которые там работают. Они - порождение сложившейся системы. Сотрудники служат не общественным нуждам, а удовлетворению своих личных интересов. Любые косметические реформы  ничего, кроме вреда, не принесут. Проблему можно решить только с помощью независимого суда. Но и там коррупция.  Самое неприятное то, что лишь единицы осознают всю пагубность для общества создавшейся ситуации. В этом я убедился на личном опыте. Если в эти органы придет достаточно людей, желающих честно работать, тогда их действительно можно серьезно реформировать.