Молодой специалист с опытом

После трагедии на Саяно-Шушенской ГЭС, где вновь, как и в Чернобыле, роковую роль сыграл «человеческий фактор», не только в России, но и Казахстане должны были всерьез обеспокоиться подготовкой технических специалистов, в первую очередь электроэнергетиков.

Что из себя представляет сегодняшний выпускник технического вуза? Студентом он получает голую теорию. Возможности пройти практику в институте он не имеет из-за отсутствия там производственной базы. Обучение, как правило, платное. Математика, физика, спецдисциплины требуют внимания и основательного подхода. Но студент пропускает занятия, чтобы заработать на оплату обучения. Не усвоив предмет, студент по накатанной колее вынужден покупать контрольные, курсовые, дипломную работы. От него требуют не столько знаний, сколько денег. При этом обучение в вузе неоправданно перегружено предметами, далекими от выбранной профессии. Это относится не только к техническим вузам. Какой специалист из него выйдет?

Дальше больше - куда устроиться работать? В частных фирмах от энергетика требуют наличие опыта и квалификационную группу, которая дает специалисту допуск к самостоятельной работе на оборудовании свыше 1000 вольт. В советское время необходимый опыт молодой специалист получил бы уже на предприятии, куда его распределили. Повсеместно практиковались институт наставничества, производственная практика и стажировка. Кстати, статус молодого специалиста давал определенные социальные гарантии, в том числе право на жилье.   

Сейчас же наличие «корочки» о высшем образовании не дает ни необходимого уровня знаний, умений и навыков, ни гарантий трудоустройства. И где же получить опыт работы молодому специалисту? И как государству решить проблему квалифицированных кадров?

Решением этих вопросов долгое время занимается преподающий ныне в КГУ доцент Юрий Гладов. Он говорит: «Вуз должен иметь законченный цикл подготовки специалистов, для чего обязан располагать своей производственной базой». Такую базу - учебно-тренировочный полигон - Юрий Васильевич и создал в КИнЭУ на основе списанного оборудования, которое лично ему и под его проект выделил «КЕGОС», где с большим уважением отнеслись к идее своего бывшего сотрудника. На этом полигоне, единственном постоянно действующем на территории Казахстана, установлено такое же оборудование, как и на электрических подстанциях. Студенты имеют возможность полноценной лабораторной и практической работы, получают навыки монтажа, процесса наладки оборудования, опыта эксплуатации электроустановок.

Думается, что предложенный Гладовым процесс усовершенствования образования специалиста-электроэнергетика может рассматриваться как поправка и дополнение к действующему стандарту образования. И не только в электроэнергетике.   

Вадим СОБОЛЕВ, Костанай