Кто ответит за базар по телефону?

В дирекции информсистем рассказали, как зарегистрировать «интеллектуальный» номер

Надежда КОВАЛЬСКАЯ, kovalskaya@ng.kz

Новый вид мошенничества, на счету которого уже есть человеческие жертвы, поставил всех в тупик

Среднестатистический homo sapiens, наученный своим или чужим горьким опытом, на обычные лохотроны уже давно не ведется. Но и любители легких денег не стоят на месте, эволюционируя с завидной скоростью. Интернет-мошенничества за последние три месяца в Костанае приобрели статус повальной эпидемии. На удочку виртуальных преступников, использующих для добывания денег телефонные номера так называемой интеллектуальной сети связи, попались уже 87 человек. И это только официальные данные, которые «НГ» предоставила Костанайская областная дирекция телекоммуникаций АО «Казахтелеком». Кто ответит за массовое надувательство костанайцев?

Опасные знакомства

Схема мошенничества проста, как табуретка. Некто регистрируется на сайте знакомств под псевдонимом, выкладывает на своей страничке фото смазливого принца из девичьих грез и начинает охоту. Объектами внимания, как правило, становятся девушки. Мошенник знакомится с ними, переписывается некоторое время, старательно втираясь в доверие, а потом приступает к выкачиванию денег. В один прекрасный момент он просит даму сердца позвонить ему на рабочий номер, который начинается с цифр  8 809 080. Виртуальный донжуан уверяет, что звонок совершенно бесплатный (номер оплачивает предприятие). Пару дней по несколько часов милой болтовни о том о сем - и спустя некоторое время вам приходит извещение из «Казахтелекома» о том, что в случае неуплаты задолженности телефон будет отключен. Далее сценарий зависит уже от самой жертвы - либо она идет в «Казахтелеком» и платит, либо начинает звонить во все колокола.

Жительница Костаная, которая по понятным причинам не стала называть своего имени, выбрала первый путь, чтобы не поднимать шумихи. Дело в том, что общалась она с мошенниками с рабочего телефона.

- Сначала на сайте Nur.kz я познакомилась с Тимуром Караевым, - рассказывает девушка. - Это было в августе. Тимур сказал, что работает в фирме, связанной с информационными технологиями, офис которой находится за «Атриумом». Попросил позвонить ему, объяснил, что рабочая линия ремонтируется, поэтому действуют только входящие звонки. Мы общались по нескольку часов. Потом появился Никита. Также попросил позвонить меня на номер 8 809 и т. д. А после я узнала, что наговорила на 108 тысяч тенге. Чтобы начальство ни о чем не догадалось, я пошла и сразу же уплатила долг. В «Казахтелекоме» сказали, что меня должны были предупредить о стоимости звонка. Я взяла распечатку и посчитала, что одна минута разговора с Тимуром мне обошлась в 250 тенге, а с Никитой - в 300.

После того, как обманутая девушка узнала о вероломстве своего виртуального кавалера, она кинулась звонить ему. Трубку взял какой-то парень.

- Никиту? А вы из какого города звоните?

После этого выйти на связь с вороватым донжуаном она больше не смогла.

Полиция в курсе

А вот Екатерина Письменная мириться с долгом не стала, хотя он у нее был, по меркам компьютерных жуликов, весьма скромный - 27 000 тенге. Она зарегистрировалась на сайте знакомств Mail.ru, потому что ее сестра нашла свою судьбу именно во всемирной паутине. Никиту, говорит Екатерина, она всерьез не восприняла, поначалу общалась от нечего делать. Но вопреки ее предубеждениям, парень оказался  неглупым и достаточно галантным. Например, вместо обычного «привет» мог написать «приветствую вас, милая дама». О себе рассказывал охотно: ему 25 лет, работает в аэропорту - самолеты сажает. Костанай знает еще плохо, потому что его перевели сюда из Астаны совсем недавно. На просьбу позвонить ему 30-летняя Екатерина, немного поколебавшись, все же откликнулась. Когда обман раскрылся, девушка сразу же позвонила в отдел кадров аэропорта, но о сотруднике по имени Никита там никто не слышал. Девушка написала заявление в полицию.

- Из ГОВД пришла Гульнара Досмаилова, - рассказывает Екатерина ПИСЬМЕННАЯ. - Скинула нашу переписку на флэшку. Сказала, что перед ними стоит задача разработать методику по раскрытию подобных афер, поскольку это совершенно новый вид мошенничества.

Екатерина немного воспряла духом, но, как оказалось, рано радовалась. Спустя некоторое время дело заглохло. Жертва афериста сама позвонила в ГОВД, но там ей объяснили, что материалы переданы в ДВД. С тех пор о судьбе ее заявления ни слуху ни духу. Зато пришло предупреждение от «Казахтелекома» - если до конца месяца Письменная не уплатит долг, то телефон ей отключат. В Костанайской областной дирекции телекоммуникаций «Казахтелекома» маму Екатерины Ольгу Алексеевну сочувственно выслушали, но помочь ничем не смогли. Предложили лишь написать заявление об отсрочке платежа и оплате частями.

О трагедии 18-летней Марьяны Демиденко, которая заплатила за обман Никиты жизнью, мы уже писали в прошлом номере. Девушка повесилась, как только узнала о колоссальном долге, который камнем лег на и без того скудный бюджет семьи. Сейчас это дело рассматривается в ДВД Костанайской области. Правда, по словам сестры погибшей Анастасии Демиденко, заявление полицейские приняли только со второго раза. А задолженность до сих пор висит над семьей как дамоклов меч.

Тот факт, что шумиха с телефонными жуликами поднялась только сейчас, не означает, что раньше подобных мошенничеств не было. Интеллектуальные сети стали прекрасной средой для мошенников. Нам известен подобный случай, который произошел в ноябре 2009 года. Там жертвой стала не девушка, а молодой человек. Очаровательная новая знакомая «кинула» его на 378 000 тенге.

О чем молчит «Казактелеком»?

- Если бы при дозвоне робот предупреждал о том, что звонок платный, никто бы и не попался, - считает Екатерина Письменная. И она права, предупреждение обязано звучать. В приказе и. о. председателя Агентства Республики Казахстан по информатизации и связи от 29 сентября 2004 года № 204-П «Об утверждении Правил оказания услуг телефонной связи» черным по белому написано: «Если при оказании услуг телефонной связи выясняется, что линия вызываемого лица подключена к оборудованию по предоставлению интеллектуальных услуг либо справочной системе, то оператор связи информирует абонента о стоимости такого соединения».

Чувствуя свою правоту, многие из потерпевших не спешат радовать интернет-кидал и расставаться с деньгами, выжидая, что их проблемой озаботятся сверху. Однако, как выяснилось, правительство в этом случае бессильно.

- Интернет-мошенники орудуют не только в Костанае, - пояснили «НГ» в Министерстве связи и информации РК. - С подобными жалобами к нам обращаются из Караганды, Петропавловска и других городов Казахстана. Люди сами должны быть аккуратнее.

- А как же отсутствие предупреждения о стоимости звонка?

- Конечно, это незаконно, но такие вопросы должен решать «Казахтелеком», поскольку это частная компания.

- Неужели людям придется платить неизвестно за что огромные суммы?

- Кому-то придется, а кому-то аннулируют. Повторюсь, все зависит от компании.

Как ни крути, все дороги ведут в «Казахтелеком». Однако, к нашему удивлению, решить проблему с представителями АО в Костанае оказалось невозможно.

- Договоры на предоставление интеллектуальных услуг заключаются в головном офисе, мы же лишь филиал и заключать договоры такого рода не имеем права, - сообщила коммерческий директор Костанайской ОДТ АО «Казахтелеком» Ольга ПАДИЙ.

Мы, в свою очередь, набрали костанайский номер 57 30 28, принадлежащий дирекции информационных систем (подразделение «Казахтелекома», напрямую подчиняющееся головному офису АО в Алматы) от лица предпринимателя, который хочет купить номер Premium Rate (интеллектуальная сеть) якобы для оказания платных юридических услуг. Вежливая девушка с готовностью сообщила:

- Чтобы получить номер, вам необходимы лицензия, свидетельство о госрегистрации ИП, удостоверение личности, РНН, счет в банке. После этого вы сможете выбрать себе номер. Простой стоит 11 580 тенге плюс ежемесячная абонентская плата 4 869 тенге. За уникальный номер, то есть с двумя повторяющимися цифрами, придется заплатить в полтора раза больше. Вы сами можете выбрать себе тариф - от 36 до 500 тенге за минуту. Если минута разговора  до 100 тенге, доля «Казахтелекома» от прибыли составляет 35%, если до 200 тенге - 40% и если до 500 тенге - 45%. Также вам необходимо будет ежемесячно давать рекламу в любое СМИ, в которой будет указана стоимость минуты звонка на вашу линию. Кроме того, с недавних пор появилось новое правило: вы должны будете предупреждать абонента о том, что линия платная, как только он позвонит вам.

Как мы убедились сами, прозвонив несколько  номеров, начинающихся на 8 809 080, либо это правило нахально игнорируется, либо было введено так недавно, что еще никто не успел его выполнить. Во всяком случае никто не предупреждает, что чужая рука уже в вашем кармане.

Получить сколь-нибудь вразумительный комментарий головного офиса «Казахтелекома», где знают, с кем, когда и как заключались договоры на использование номеров так называемой интеллектуальной связи, нам не удалось. Запрос и ныне там.

Как же быть тем 87 пострадавшим, на которых «висят» огромные долги, ответить пока никто не может.

-  Можно обратиться в суд с иском на «Казахтелеком», ведь ему люди платят деньги, - говорит адвокат Ерлан КЕМЕШЕВ. - Однако за исход дела ручаться нельзя,  явление новое, прецедентов не было. Еще один вариант - обратиться в прокуратуру, чтобы там проверили законность происходящего.

Интересно, что родители того самого парня, который в декабре прошлого года проговорил с девушкой на 378 000 тенге, не подозревая об этом, обращались в прокуратуру Костаная. И получили ответ бывшего прокурора Костаная Арая Алимова, в котором говорится, что они... имеют право обратиться в суд с иском к АО «Казтелеком». Может, на этот раз ответ будет другим? 

Фото Николая СОЛОВЬЕВА