«Вы - овечка!»

Юрий БОНДАРЕНКО

Этим восклицанием бывшего юриста, а ныне телеведущего, фактически закончилась одна из рейтинговых  телепередач с многозначительным названием  «Справедливость». Передача эта, так же, как и целый ряд уже местных материалов, была посвящена «Свидетелям Иеговы» как образцу так называемых тоталитарных сект.

Оговорюсь сразу: я не поклонник «Свидетелей», равно как и всяких новомодных и не очень учителей Вечных истин. Но я не приемлю и новую охоту на ведьм и шумно-малограмотные войны бойцов с очередной «нечистью», так напоминающие самые одиозные акты воинствующих атеистов первых десятилетий советской власти.

Приведу здесь только два штриха. Первый - та самая овечка. Появившуюся на телевстрече «свидетельницу» спросили, кто же такая в их понимании «овечка»? Не та ли, которую можно стричь, как мог бы подумать иной из нас? И она спокойно ответила: «Это верующая». «Так вы - овечка? Вы - овечка!», - захлебываясь от восторга, завопил ведущий, даже не сознавая, что демонстрирует тем самым потрясающее невежество и образец «дубинной» критики «религиозного экстремизма». Дело в том, что есть религиозный лексикон, отнюдь не сводящийся к языку «Свидетелей» или каких-то там сектантов. В этом лексиконе у христиан есть понятия пастырь и паства. Пасомые - образно говоря, овцы - то есть верующие, направляемые «на путь истинный» их руководителями - пастырями, духовными пастухами. Насколько уж сам путь окажется истинным - отдельный вопрос. Но для христиан и сам Христос - это добрый пастырь. Так что смеяться над тем, что «свидетельница» - овца, это все равно что тыкать кому-то в лицо, что у него нос с горбинкой, как будто горбинка эта - узконациональная или родовая черта. А ведь так и суть ислама несложно окарикатурить, открыв для себя, что слово мусульманин означает «покорный». Хотя покорность эта - покорность воле Аллаха, а совсем необязательно бездеятельность либо рабское пресмыкание.

И второй штрих - в только что выпущенном уже местном методическом сборнике черным по белому написано, что деструктивные секты осуществляют  в своих интересах «целенаправленное искажение священных текстов мировых религий».  Но утверждать подобное в светском издании - все равно что заявлять, что негры своей темной кожей искажают человеческие представления о красоте. Для исследователя и любого непредвзятого человека есть разные истолкования священных текстов. А уж что там искажено, что нет - вопросы, требующие колоссальных познаний, и, боюсь, для нас, сегодняшних, подчас так и не разрешимые до конца.

Хочу повторить: я никого здесь не защищаю, но решительно против облавной охоты на волков или на ведьм в таком деликатном деле, как религия. Тем паче, что на практике такая охота чаще всего - это удары по «вершкам», своего рода переключение внимания и от более глубинных процессов, и от того неомистического шабаша, который так часто демонстрируют нам наши СМИ. А заорганизованная и слишком рьяная, но не слишком грамотная критика способна, как показали совсем недавние советские времена, дать и обратный эффект - эффект бумеранга. Впрочем, для тех, кто отрабатывает гранты либо озабочен собственным рейтингом, это, пожалуй, несущественно.