Педальный зачет

Альберто Контадор. Tour de France-2009

sports.ru

Особенности национальных велогонок глазами иностранцев

Казахстан пытается оправиться от имиджевых потерь, нанесенных фильмом «Борат», с помощью велоспорта. Допинговые скандалы и спортивные успехи, огромный бюджет и постоянная поддержка властей, самые звездные гонщики и не прекращающаяся борьба со стереотипами - еженедельник Newsweek рассказывает о взлетах и падениях самой удивительной велокоманды мира - «Астане».

6 июля президенты России и Казахстана Дмитрий Медведев и Нурсултан Назарбаев открывали торгово-развлекательный центр «Хан Шатыр» в Астане. Первым делом гостей отвели в павильон велокоманды «Астана» - главной спортивной гордости Казахстана. Все телевизоры в шоу-руме показывали «Тур де Франс», стартовавший несколькими днями ранее. «Как там наш идет?» - живо поинтересовался Назарбаев, имея в виду лидера «Астаны», испанского велогонщика Альберто Контадора. «В лидерах», - доложили президенту. «По заданию партии все можно сделать - даже команда будет выигрывать», - пошутил Медведев.

Европейцы уже давно не удивляются велосипедной активности стран бывшего СНГ.  «Вы можете заплатить $10 000 за рекламную минуту на ТВ, а можете выпустить команду на старт - и ее будут показывать по много часов в день на протяжении месяцев», - объясняет генсек Федерации велоспорта Казахстана (ФВК) Валентин Рехерт.

Российская попытка

В 2006 году в России и Казахстане почти одновременно появились две профессиональные команды: Tinkoff Restaurants и «Астана». Российский бизнесмен Олег Тиньков продвигал свою пивоварню и сеть ресторанов, а владельцем казахстанской команды было правительство страны - таким образом оно хотело улучшить имидж Казахстана за рубежом.

В 2009 году «Катюша» перешла к «Итере», а в ее составе спонсоров появились «Газпром» и «Ростехнологии». По бюджету российская команда остается одной из самых богатых в туре, но никакого резонанса нет: российские болельщики не знают имен велогонщиков, гонки показывают по недоступному в регионах Eurosport, а сами спортсмены не могут выиграть ничего серьезного.

По бюджету «Катюша» «Астане» не уступает - ежегодно на команду выделяется около €15 млн, но как именно тратятся деньги, непонятно. В итоге проект «Катюши» быстро сник: обсуждение результатов команды на последнем «Тур де Франс» быстро свелось к одному вопросу: почему команда передвигалась по Франции на автомобилях с молдавскими номерами?

Казахский вариант

В Казахстане  до нынешнего года спортивные успехи оставались в тени громких скандалов. Сначала допинговые проблемы на «Тур де Франс-2007», отстранение от следующей «Большой петли», а в 2009 году - почти полугодовые задержки по зарплате и публичный протест команды, когда гонщики заклеивали скотчем название «Астаны» на футболках.

Спортсмены при этом были собраны лучшие в мире: вернувшийся в спорт после перерыва американец Лэнс Армстронг, перспективный испанец Альберто Контадор. В конце 2009 года «Астана» перешла на баланс государственного фонда «Самрук-Казына», в который входят все крупнейшие госкомпании, и финансовые вопросы отпали. Армстронг ушел, зато оставшийся Контадор выиграл последний «Тур де Франс».

Борат - не брат

Праздничный ужин без Контадора не начинали. Многочисленные спонсоры и владельцы команды ходили по увешанному золотыми люстрами залу и с нетерпением поглядывали на часы. Когда Контадор все-таки появился, глава «Самрука» и по совместительству президент ФВК Кайрат Келимбетов поднялся на тумбу и начал по-английски читать поздравительную речь.

Контадор английского не понимал, но благодарно улыбался, заслышав свою фамилию. Через несколько дней он должен был продлить контракт еще на один год, в «Астане» в этом практически не сомневались. Но вместо этого он вдруг подписал контракт с датской командой Saxo Bank. «Мы предложили ему увеличение зарплаты, но они дали еще больше. Это его право», - разводит руками управляющий директор «Самрука» Дархан Калетаев. В велоспорте нет понятия трансферов, и многие спортсмены заключают контракты на год, чтобы можно было в случае чего перейти в другую команду.

По словам Калетаева, за те четыре года, что «Астана» участвует в больших гонках, у нее уже сложился определенный имидж: «Спортсмены до сих пор думают, что мы богаты. Как услышат слово «Астана», сразу пытаются поднять цену. Была такая история: гонщик получал $400 000 в год, мы ему предложили $500 000. Он говорит: $800 000. За что, говорю, такие деньги? А он - так это ж «Астана».

В велосипедном мире появилась своеобразная шутка: на одном из этапов «Джиро д'Италия» болельщик в трусах-купальнике, как у главного героя фильма Бората Сагдиева, бежал за гонщиками и кричал им вслед: «Вперед, Астана!». С каждым годом последователей у велосипедного Бората становилось все больше и больше, остановить это движение никто не мог.

В этом году «Бораты» впервые получили отпор. Одного болельщика, завернувшегося голым во флаг Казахстана, чуть не побили настоящие болельщики из Астаны. Спасли его только полицейские. По словам Калетаева, в этом году фаны ведут себя гораздо увереннее: приехали на один из этапов «Джиро», «пели песни, ходили в национальных костюмах и рассказывали окружающим о Казахстане».

Реал на колесах

Уход Контадора сразу после победы на «Тур де Франс» не стал для команды слишком сильным ударом. «Если бы это произошло раньше, мы, может, больше бы переживали, а так бренд «Астана» уже есть, он на слуху. Это как мадридский «Реал» в футболе», - уверен Калетаев. Теперь в команде думают, как его использовать. Сейчас на содержание команды и организацию велосипедных соревнований внутри страны у них уходит €15 млн - по плану через три года спонсоры должны приносить как минимум половину этой суммы.

Еще планируется запустить собственную линию одежды, которую бы продавали в зонах дьюти-фри крупных европейских городов. Правда, пока, кроме фонда «Самрук-Казына», партнеров у команды немного. «В самом Казахстане люди готовы заплатить $50 000, ну максимум $100 000, но нам от этого ни жарко ни холодно», - говорит Калетаев.

Для продвижения бренда спортивные результаты не так уж важны: если в следующем году «Астана» не выиграет «Тур де Франс», то ничего страшного не произойдет, в один голос говорят руководители команды. «Единственная проблема - как это объяснить нашей политической элите. Она говорит: должны побеждать. Но тогда давайте мы братьев Шлеков (основные соперники Контадора. - Newsweek) купим, всех вообще купим - и точно выиграем, - фантазирует Калетаев. - Нет, концепция должна быть другой, гигантоманию умерить надо». Он до сих пор не уверен, что жители самого Казахстана понимают, зачем им велокоманда, которая в стране бывает несколько раз в год. Даже несмотря на то, что в целях пропаганды велоспорта фонд выкупил телевизионные права у организаторов «Тур де Франс» и бесплатно отдал их одному казахстанскому каналу.

«Это опять-таки бизнес. Зарплаты меньше, узнаваемость больше», - говорит Калетаев. В плане узнаваемости в Казахстане нет равных Александру Винокурову - он начинал гонять еще в советские времена. Как раз на Винокурове в «Астане» и планируют зарабатывать: заключили договор с одной турфирмой и предлагают бизнесменам за деньги покататься с Винокуровым на велосипеде в районе Ниццы. «Предложений море, - радуется Калетаев. - Точно останемся в плюсе».

Фото www.sports.ru