Пока успешен бизнес больших агашек

Несмотря на все декларации о поддержке, малое предпринимательство в РК - чемодан без ручки

«НГ» уже сообщала, что в Костанайской области побывали руководители Независимой ассоциации предпринимателей Казахстана. Эта общественная организация объединяет примерно 2240 предприятий сектора МСБ, осуществляя прежде всего их юридическую защиту. Поэтому руководители НАП представили в Костанае актуальный срез реальных предпринимательских настроений, оценок, видения проблем. Для «НГ» их комментирует вице-президент ассоциации Тимур НАЗХАНОВ.   

К партнерству не готовы

- Тимур Кузекович, как, по-вашему, казахстанский малый и средний бизнес вписывается в Таможенный союз? И почему Независимая ассоциация изначально не поддерживала идею вступления в ТС?

- Потому что мы не видели, в чем наш интерес, выгода МСБ. Казахстан не готов к равному партнерству в рамках данного союза. Наша страна зависит от импорта продуктов, товаров, оборудования. Уже 8 месяцев, как мы в ТС, однако я не вижу, чтобы товары из России, Беларуси стали для нас дешевле. Наоборот, они выросли в цене.

Кроме того, есть опасность, что в рамках этого союза будут «законсервированы» все наши недостатки, проблемы. Ведь ни Россия, ни Беларусь не являются образцовыми странами в плане поддержки бизнеса, борьбы с коррупцией, развития инноваций и т. д. 

- Как бы сегодня ни оценивали союз, документы на самом высоком уровне подписаны и мы, видимо, с трудом, но будем продвигаться к единому таможенному пространству. Что можно и нужно делать, чтобы  казахстанский бизнес имел больше плюсов от ТС?

 - Казахстанский бизнес будет в выигрыше только в том случае, если мы сможем на равных конкурировать с нашими соседями, развивать новые технологии, внедрять инновации. А для этого государству необходимо совместно с бизнес-сообществом разрабатывать реальные программы поддержки, развития производственных отраслей.

Толкают в тень

- К вопросу о реальной конкурентоспособности... В своей книге «Бизнес по-казахски» президент НАП Талгат Акуов очень критически оценивает налоговую политику в РК. Утверждает, что практика взимания НДС, корпоративного подоходного налога вообще не дает малому и среднему бизнесу развиваться, тем более в сфере производства, толкает в тень. Спасительными для сектора МСБ считает, например, освобождение от КПН на начальном этапе на 5 лет. Почему?

- Налог на добавленную стоимость - самый проблемный для бизнеса. Из-за сложности в учете и составлении отчетов НДС становится непрозрачным и самым коррумпированным налогом. При этом большая часть собираемых НДС  выплачивается из бюджета компаниям, занимающимися экспортом сырья. Из чего следует, что мы, по сути, финансируем крупный бизнес. 

Необходимо понизить налог на добавленную стоимость до 5-7%. Это оживит экономику Казахстана,  потому что реально уменьшит нагрузку на бизнес.

Корпоративный же налог - по сути налог на прибыль - во многом сдерживает развитие производственных компаний. Мы имеем опыт соседнего Китая, где каникулы именно по этому виду налога для производителей позволили, наряду с другими мерами поддержки МСБ, в короткие сроки достигнуть ошеломляющих успехов. У нас по Закону РК «Об инвестициях», принятому в 2003 году, тоже можно получать инвестиционные налоговые преференции сроком до 5 лет на КПН, имущество, землю, освобождение от обложения таможенными пошлинами. Однако на практике сделать это практически невозможно. Поэтому у нас всегда проще было заниматься торговлей и услугами.

- Все эти предложения ваша ассоциация вносила на стадии обсуждения нового Налогового  кодекса. Но в итоговый документ ничего не вошло. Как вы сегодня оцениваете возможность реального влияния бизнес-сообщества на то, что для него придумывает правительство и утверждает Парламент?

- Сейчас это влияние минимально. А наши чиновники, депутаты далеки от реальной жизни, от того, что творится в секторе малого и среднего бизнеса, чем живет простой народ. Ведь то, что называется малым бизнесом, это, по сути, наши граждане, которые с 90-х годов выживают самостоятельно, кормят свои семьи, не выпрашивая у государства пособий.

У нас фактически сохранился советский принцип, когда исполнительная власть сама готовит законы, по которым должна работать, и сама же контролирует их исполнение. Понятно, что такая власть пойдет на все, чтобы бизнес, народ играли по ее правилам.

Поддерживать некому

- А вы не находите это странным? Ведь у нас большинство госчиновников, депутатов имеют бизнес, оформленный на родню. Казалось бы, они должны горой стоять за режим наибольшего благоприятствования для бизнеса... А они сочиняют законы, которые под корень рубят МСБ. Что происходит?

- Вы совершенно правильно подметили, что многие государственные мужи в Казахстане имеют свой бизнес, владеют «заводами, пароходами...» Но дело в том, что они решают свои вопросы  не по писаным законам, а по нормам телефонного права. А это безотказное право. И второе - у нас 28 госструктур со своими территориальными подразделениями, множество отраслей, с которых кормятся чиновники, слуги народа. И везде принимаются такие правила, которые помогают и разработчикам, и тем, кто их принимает на уровне маслихатов, Парламента, контролировать бизнес, получать барыши.                           

- На встрече в Костанае и вы, и Акуов говорили о том, что в госмашине нет структуры, которая реально занималась бы проблемами малого и среднего бизнеса. Расскажите подробнее об идее агентства по поддержке МСБ.  

- Напомню, что указом президента РК в 1998 г. было создано агентство, которое занималось вопросами ограничения монополистической деятельности, защиты конкуренции, поддержки малого бизнеса. И оно проделало большую работу, защищая нарождающийся бизнес Казахстана.

К сожалению, в дальнейшем полномочия по господдержке МСБ были переданы в комитет министерства торговли, а затем сведены до уровня департамента по поддержке предпринимательства со штатом в 11 человек. А на местах, в процессе оптимизации департаменты, управления по поддержке МСБ и вовсе свелись к отделам с количеством сотрудников от 2 до 5. Понятно, что подобная структура не может эффективно заниматься вопросами поддержки предпринимательства.

В то же время нам известен опыт Южной Кореи, Японии, Сингапура, развитых европейских стран, где такой поддержкой занимаются специальные агентства. Внедряется огромное количество программ по льготному кредитованию, которые включают специальные займы, страхование кредитных рисков, предоставление субсидий. Для малых предприятий с численностью рабочих не более 10 человек создаются специальные льготные условия получения кредита.

Так, после кризиса 1997-1998 годов в Южной Корее государство поддержало  малые и средние компании, списав с них часть кредитных долгов. При активной поддержке  властей там были созданы ассоциации, инвестиционные фонды, научно-технические центры, ориентированные на предприятия малого бизнеса. В результате активней стали появляться и развиваться малые предприятия, что привело к уменьшению безработицы, пополнению бюджета страны... Нам необходимо создать подобную систему поддержки бизнеса.

Пока стремимся к идеалу

- Сегодня один из самых болезненных вопросов для бизнеса - борьба налоговиков с лжепредпринимательством, которую ваш Акуов назвал «особой разновидностью охоты» на бизнес. На встрече в Костанае говорили о том, что у  НАП есть схемы противостояния этому беспределу. Не поделитесь?

- В 2006 году по инициативе финполиции в Налоговый кодекс были внесены поправки, в 2007 году лжепредпринимательство перевели в категорию тяжких преступлений, а налоговики получили право по решению суда аннулировать свидетельство о постановке на учет по НДС лжепредприятий. Одно такое предприятие тянет за собой всех своих контрагентов, численность которых может доходить до ста.  Задолженности в бюджет должны вернуть лжепредприятия. На практике, как правило, за них платят добросовестные предприниматели.

При этом суммы налогов и штрафов достигают сотен миллионов тенге. Оплатить их для многих невозможно. Доказать свою невиновность нереально - суды поддерживают налоговые органы. В этой ситуации у предпринимателя остается единственный вариант - объявить свою компанию банкротом.

- По «Дорожной карте бизнеса» деньги в этом году не освоят, это ясно. А что будет дальше - ваш прогноз?

- Уже озвучиваются предложения о финансировании предприятий торговли, услуг, которые и были основными клиентами наших банков все эти годы. Думаю, что через месяц-другой лобби банкиров в правительстве, Парламенте продавит внесение очередных изменений, дополнений в программу, как это уже было с процентной ставкой, которая с 12% выросла до 14.

- Тимур Кузекович, существует ли вообще в Казахстане успешный бизнес? Что, по-вашему, является сегодня самым большим тормозом для развития МСБ в стране?

 - Самый успешный бизнес у нас - это бизнес больших людей. С малого дорасти до среднего, а уж тем более до крупного можно только при поддержке агашек, если у тебя есть хорошая крыша в правительстве, администрации.

Предприниматель, который работает абсолютно честно, прозрачно, без взяток - это идеал. Как всякий идеал, он недостижим, к нему можно только стремиться. А самый большой тормоз для развития предпринимательства - это коррупция, на мой взгляд. Потому что все преграды, административные барьеры, как мы деликатно их называем, возводятся с единственной целью - заставить бизнес поделиться с чиновником.

Досье «НГ»

Тимур Назханов родился и школу окончил в Кызылорде. Выпускник истфака Киевского госуниверситета. Там же учился в аспирантуре и защитился в 1988 г. Второе образование - юридическое. Работал в Алматы, читал лекции по политологии  в политехническом  институте. Выпускал журнал «Малый бизнес Казахстана», газету «БОСС». В предпринимательском движении с 2000 года.