Вопросов больше, чем ответов

«Клиенты» медвытрезвителя пока находятся под наблюдением полицейских

Евгений ШИБАРШИН

Будет ли эффект от очередной модернизации МВД?

Указом президента РК «О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан» медицинские вытрезвители, центры временной изоляции, изоляции и адаптации несовершеннолетних, а также проведение государственного техосмотра транспорта предполагается передать от МВД другим ведомствам. Такие попытки предпринимались и раньше. Однако в одних случаях они остались на уровне замыслов, в других - закончились неудачей. Удастся ли на этот раз реализовать задуманное?

Кто свяжет буйных?

Реорганизацию объясняют необходимостью освободить полицию от выполнения несвойственных ей функций. Потому как они (функции) в числе других причин мешают сотрудникам МВД обеспечивать реальную защиту граждан. В частности, медицинские вытрезвители будут переданы министерству здравоохранения. За полицией оставят лишь доставку туда нарушителей общественного порядка.

Этот вариант несколько лет назад уже прорабатывался. Тогда шла кампания по гуманизации правоохранительной системы, и то, что с подвыпившими людьми, оказавшимися в общественных местах, начинали работать полицейскими методами, посчитали нарушением прав человека.

Всем было понятно, что тут полезнее медики. Одна беда - пациентов доставляли в вытрезвители принудительно, что у многих из них вызывало агрессию и как следствие - далеко не гуманное поведение. В таких случаях дежурившим полицейским ничего другого не остается, как уложить буйного на специальный топчан и привязать.

Начальник Костанайского медвытрезвителя Ерлан КУМПЕЕВ говорит, что такие случаи бывают крайне редко, но если кто-то разбушуется, то без сильных мужиков его не утихомирить.

- Если вытрезвители передадут министерству здравоохранения, то в бюджете этих учреждений нужно обязательно предусмотреть расходы на охрану, - говорит главный врач областного наркодиспансера Владимир МИХАЙЛЕНКО. - Причем такую охрану, которая могла бы обеспечить порядок. Иначе медицинский персонал откажется там работать.

Сейчас в вытрезвителе дежурит один фельдшер, который проводит тестирование поступающих туда людей. Все остальные функции у полицейских. Вид человека в форме для многих, доставленных в это заведение, является сдерживающим фактором. Как такая публика будет себя вести в будущем, когда вокруг них будет только персонал в белых халатах, можно узнать у врачей отделения травматологии городской больницы. Туда иногда такие «экземпляры» поступают, что хоть каждую минуту наряд полиции вызывай.

А может сделать иначе? Во многих странах подобных заведений нет. К тому же в Казахстане в последнее время ужесточили правила продажи спиртного, да и выпивки в общественных местах запрещены.

Кстати, по информации Ерлана Кумпеева, в 2010 году количество доставленных в вытрезвитель заметно снизилось, и причину он видит как раз во введенных ограничениях. Так, за 8 месяцев 2010 года в Костанайском медвытрезвителе зафиксировано 1275 случаев доставки пьяных, а за этот же период прошлого года - 1815. Сейчас бывают дни, когда в вытрезвителе нет ни одного человека.

- Закрывать вытрезвители пока рано, - говорит Кумпеев. - У многих людей еще не хватает культуры поведения, поэтому бывает и так, что некоторые из них утром благодарят нас. Ведь их в пьяном состоянии могли ограбить или избить.

Главный врач наркодиспансера придерживается того же мнения.

- Пьяный человек - это больной, - утверждает Михайленко. - У него может быть сильное отравление и тогда нужно принимать срочные меры. Да и мало ли в каких ситуациях он побывал. Могут быть скрытые травмы, которые только врач определит. В таких случаях и медицинскую помощь можно оказать своевременно.

Но все это будет возможно опять же при соответствующем финансировании из бюджета. Вариант частичного зарабатывания денег за счет «клиентов» заведения тут явно не подходит. Их, конечно, штрафуют за нарушение общественного порядка. За попадание в третий раз могут и на 15 суток изолировать от общества. Такая практика, наверняка, сохранится. Но эти деньги напрямую уходят в бюджет государства, а не на расчетный счет вытрезвителя. Как будет строиться финансирование, пока никто не знает. Равно, и какими штатами будет располагать медицинский вытрезвитель.

Деньги взяли. А отвечать кто будет?

В таком же состоянии и будущий механизм проведения государственного технического осмотра транспортных средств. Эту процедуру предполагается передать в конкурентную среду. То есть техническое состояние транспорта теперь будут определять в частных фирмах. А это означает, что владельцы транспортных средств будут за это платить. Сколько? Пока никто не знает.

Что-то подобное тоже уже было. Несколько лет назад техническое состояние транспорта во время прохождения государственного техосмотра проверяли частные диагностические центры. Плата там была не такая уж и большая, центров возникло достаточно много, но механизм конкуренции заработал весьма своеобразно. Если первый год диагностику проводили скрупулезно, то потом процесс пошел в сторону упрощения. И чем примитивнее проводился осмотр, тем больше клиентов было у такого центра, а значит и его доход. У автовладельцев срабатывала обычная логика: быстрее получить штамп инспектора дорожной полиции, а техническим состоянием своей машины займусь, когда будет свободное время.

И кому такой техосмотр нужен? Систему отменили. Правда, причиной стало не снижение качества техосмотра, а высокая плата, которую задрали частные диагностические центры в некоторых регионах Казахстана. Тогда высокое государственное начальство выразило недоумение, почему автовладельцы за осмотр машины, который заставляет их делать государство, должны выкладывать денежки из своего кармана. И к тому же не государству, а частнику.

Диагностику опять вернули МВД. Полицейские даже купили специальную аппаратуру. Но что можно сделать, не имея соответствующих помещений и обученного персонала? И дело пошло по прежней колее.

Старший инспектор по особым поручениям управления дорожной полиции ДВД Костанайской области Виталий ШТЕР сообщил, что схема будущей процедуры - в стадии разработки. Но проблема размера оплаты за технический осмотр, которую владельцам транспортных средств придется платить частникам, - одна из главных. Она неминуемо вызовет негативную реакцию у автовладельцев.

По оценке директора ТОО «Автодом Motors KST» Валерия СТЕПАНЕНКО, конкуренция между станциями, которые будут проводить осмотр, не позволит задирать цены за эту услугу. Равно как и находить какие-то неисправности, чтобы, предложив свои услуги по их устранению, набирать себе дополнительные источники доходов.

- Любой водитель может поехать на другую станцию, где ремонт будет дешевле, и проверить результаты нашей диагностики, - говорит Степаненко. - Нам невыгодно формировать у своих клиентов негативный имидж.

Он сослался на опыт Германии, где подобная схема работает достаточно успешно.

Но есть тут, на мой взгляд, еще один очень важный момент. Не потому ли прежний опыт диагностических центров оказался неудачным, что они за результаты своей проверки не несли никакой юридической ответственности? Не получится ли так и на этот раз?

Валерий Степаненко считает, что юридическая ответственность обязательно должна присутствовать. В какой форме? Тут надо думать.

Виталий Штер видит выход в более гибком использовании лицензий, которые, очевидно, будут выдаваться государством частным компаниям, которые возьмутся за выполнение этой услуги. Согласно вышеупомянутому указу, контроль за техосмотром возложен на структуры министерства транспорта и коммуникаций. В регионах есть инспекции транспортного контроля минтранскома, которые, очевидно, и будут выполнять эти функции. Некачественно проводится техосмотр - лишить лицензии. В сравнении с предыдущим опытом, это движение вперед, однако, как это будет делаться в условиях политики, направленной на уменьшение контроля госорганов за работой бизнеса, пока не ясно.

И еще. По оценке директора ТОО «Автодом Motors KST» в Костанае сейчас лишь 5 станций технически готовы к проведению качественной диагностики. Если учесть, что в областном центре на учете стоит около 58 000 транспортных единиц, то каждое из этих предприятий в течение всего года должно проверять около 40 машин в день. О каком тут качестве можно говорить?А это угроза опять все превратить в формальность, за которую автовладельцы должны платить «частникам».

«Бегунков» - воспитателям

Более очевидны выгоды от передачи центров временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних в систему образования.

- Эти дети хотя и «трудные», но ими действительно должны заниматься не полицейские, а педагоги, - говорит начальник ЦВИАРН Анатолий ЧУЙКО. - Мы уже два года пытаемся получить ставку педагога, и наконец-то эта проблема решится сама собой.

В прошлом году через это учреждение прошло 565 детей. В этой году их было 128. Около 10% подозревались в совершении преступлений, поэтому их на время следствия нужно было содержать в изоляции. Эту категорию, скорее всего, так и оставят за МВД.

Что касается остальных - сирот, беспризорных, то они перейдут в руки педагогов. Они займутся их адаптацией и реабилитацией. Тут нужны уже не полицейские методы, поэтому решетки с окон уберут, но как с этой категорией будут справляться педагоги, представить себе трудно. Учитывая склонность этих ребят к «путешествиям», снимут ли замки со всех дверей, пока неизвестно. Да и воспитателей с такой квалификацией еще придется поискать.

В общем, во всех этих делах, как говорится, больше вопросов, чем ответов. Правительству и администрации президента глава государства отвел месяц на разработку плана действий по реализации данного указа. Надеемся, что он будет составлен с учетом мнения профессионалов.

Схема управления медвытрезвителями, центрами адаптации несовершеннолетних и проведением техосмотра транспорта реформы МВД

Фото Николая СОЛОВЬЕВА

ОПРОС

К чему приведет передача вытрезвителя, центра адаптации несовершеннолетних и проведение техосмотра от МВД другим ведомствам?

Николай ДЕЙХИН, ветеран МВД, генерал-майор милиции:

- Функции, которые выполняла полиция в этих учреждениях, другим ведомствам можно передать безболезненно. Опасность заключается только в том, что негативные проявления, которые там были, могут перейти и к новому персоналу. Дело не в конкретных людях, а в системе. Человека доставляют в вытрезвитель как нарушителя общественного порядка, отсюда и соответствующее к нему отношение. Если его будут воспринимать как больного, это другое дело. Что касается техосмотра, то передача его в бизнес-среду должна обязательно подкрепляться надежным государственным контролем. У предпринимателя прибыль на первом месте, поэтому тот, кто раньше отметку о техосмотре «покупал» у инспектора дорожной полиции, эти же деньги. за такую же «услугу», будет отдавать «частнику».

Римма БЕКТУРГАНОВА, директор Костанайского педколледжа, доктор педагогических наук:

- Если говорить о центре адаптации несовершеннолетних, то так будет лучше. С такими детьми нужно работать педагогам, а не полицейским. У нас есть хорошие методики, многие из которых зарекомендовали себя еще в советское время. Найдутся и педагоги, которые смогут их творчески применить. Если рядом с этими детьми будут добрые и умные воспитатели, то не понадобятся ни решетки на окнах, ни запоры на дверях. Но все это будет возможным, если специалистам обеспечат соответствующую оплату труда. С учетом психических нагрузок, которые им придется выдерживать.

Геннадий САВЕЛЬЕВ, старший преподаватель инженерно-технического факультета КГУ:

- Чтобы передача техосмотра в конкурентную среду не превратилась в пустую формальность, нужно создать компьютерную базу данных, чтобы при необходимости контролирующие органы могли сразу же получить информацию о результатах проверки технических параметров любого автомобиля, прошедшего техосмотр. Есть способы, с помощью которых можно увидеть: реально ли проводилась диагностика или формально. Но для этого нужно определиться, какие системы подлежат обязательному осмотру. Было бы неплохо создать и личную заинтересованность автовладельцев в качественной диагностике. Тогда они более спокойно будут относиться к необходимости платить за эту процедуру. Это может быть постановка на сервисное обслуживание, проведение которого могло бы оформляться как государственный техосмотр.

Игорь ВАСИЛЕНКО, председатель общественного фонда «Помощь», кандидат медицинских наук:

- Все зависит от того, что делать с людьми, которых доставят в эти учреждения. Если полицейские будут привозить в вытрезвители пьяных, как в отстойник, чтобы куда-то убрать их из общественных мест, это - одно, если их привезут туда для того, чтобы им оказали медицинскую помощь, это - другое. Передача вытрезвителей системе здравоохранения имеет смысл, если туда будут привозить таких пьяных, которые нуждаются в медицинском обслуживании.

Вадим СОБОЛЕВ, юрист:

- Каких-либо преимуществ в этой передаче я не вижу. Полицейских все равно придется привлекать к работе с этой категорией людей. Будь это доставка пьяных в вытрезвитель, а потом и оформление документов по привлечению их к административной ответственности за нарушение общественного порядка. Я уж не говорю, что им, наверняка, придется усмирять и тех, кто будет вести себя агрессивно. И техосмотр им придется контролировать. Но если сейчас все находится в одном ведомстве, то после реформы появится «семь нянек» со всей вытекающей из этого неразберихой и безответственностью.