В процессе школьного самопознания

Кирилл Губский из п. Щербаково рад, что 1 сентября пойдет в нулевой класс. Он не знает, что учиться ему предстоит в холодной школе

Ольга ГОРАЙ, gorai@ng.kz
Ольга ЛИХОГРАЙ, likhograi@ng.kz

Пока в школах вводят новые предметы, в некоторых из них нет элементарных условий для обучения

Официальная приемка школ к новому учебному году прошла 21 августа, но во многих по сей день идут работы. В этом году проблем директорам и учителям добавил и новый государственный стандарт, спущенный министерством образования. Согласно ему почти во всех школах должны появиться классы предшкольной подготовки и во всех без исключения - оборудованные кабинеты самопознания. А 24 августа премьер-министр РК Карим МАСИМОВ поручил министерству связи и информации подготовить обзор региональных и местных СМИ. «К 1 сентября, - сказал Масимов, - все, конечно, доложат, что никаких проблем нет. Вы мне покажите сводку, где они на самом деле есть». Какие они, проблемы нового учебного года?

На ремонты - миллиарды

Как сообщили «НГ» в управлении образования, в этом году в области были капитально  отремонтированы 24 школы на общую сумму 1,5 млрд тенге. В остальных прошли текущие ремонты, которые стоили еще миллиард.

- По  программе «Дорожная карта» было отремонтировано 10 объектов на сумму 1 млрд 83 млн тенге, - рассказывает начальник отдела жизнеобеспечения управления образования Костанайской области Марал БУСУРМАНОВА.- Из них  707 435 000 тенге - средства республиканского бюджета, 375 793 000 тенге - областного. Закончен первый этап ремонта в средней школе  им. Алтынсарина в Жангельдинском районе, средней школе им. Алтынсарина в Амангельдинском районе. Полностью закончен ремонт в школе им. Валиханова в Аулиекольском районе, Октябрьской СШ (Лисаковск), СШ № 13 в Рудном. Идет ремонт в Денисовском интернате. В эксплуатацию он будет введен в следующем году. В этом году введена в эксплуатацию школа с казахским языком обучения в п. Качар.

В Костанае за счет областного бюджета продолжился капитальный ремонт в СШ № 22. 

- В этом году мы полностью отремонтировали столовую, библиотеку, холл, входную группу, поменяли все двери, - рассказала «НГ» директор СШ № 22 Ирина СЕРДОБИНЦЕВА, - акт приемки был подписан еще 16 августа. Также у нас оборудованы три класса предшкольной подготовки (КПП), в которых 5-6-летние дети будут заниматься по 4 часа. Есть отдельный мини-центр для 4-летних детей.

Чтобы ребенок находился в предшколе целый день, родителям придется оплатить трехразовое питание. Это около 6000 тенге в месяц.

- В КПП с полным днем пребывания такое же питание, как в детском саду, прогулки, только нет сончаса. Но по СНиПам для детей 5-6 лет это допускается, - рассказала Ирина Сердобинцева.

Как пояснила «НГ» начальник отдела сектора дошкольного воспитания акимата Костаная Людмила КОЖЕВИНА,  в областном центре в прошлом году уже существовал 41 КПП. В этом году их станет 62. На эти цели из городского бюджета было выделено 37 млн тенге.

- Открыв при школах классы предшкольной подготовки, мы дали родителям выбор отправить ребенка либо в 1 класс, либо в предшколу, в сельских школах нет такого выбора, дети в 6 лет уже идут в 1 класс, - рассказала Кожевина. - Длительное пребывание детей возможно только в тех школах, где позволяют условия. У нас их 16.

Самопознание за счет завучей

Объехав школы Костаная, корреспонденты «НГ» убедились, что с классами предшкольной подготовки особых проблем нет, чего не скажешь о кабинетах впервые вводимого в программу и не очень внятного предмета самопознание. В школе № 22, например, несмотря на то, что по стандартам кабинетов должно быть два - для младшего и старшего звена, выделен пока один. Но большой, как заверяют учителя, на три окна. В нем определили зоны для взрослых и малышей, расставили столы.

Ремонтные работы в школе № 122 в районе Костаная-2 продолжаются. 23 августа тут продолжали ремонт кровли и системы отопления. Задержка традиционная - поздно провели тендер, поздно утвердили количество бюджетных средств на сессии маслихата. Кабинет самопознания - в процессе обустройства.

- К 1 сентября все будет готово, - уверила директор школы № 122 Оксана МИКОЛАЕНКО. -  Под самопознание у нас переделывается один из кабинетов русского языка и литературы. Он пока один и пустовать не будет. Когда по расписанию не будет предмета самопознания, в этом кабинете будут проводиться занятия по другим предметам.

Острой необходимости в быстром переоборудовании кабинета самопознания в строгом соответствии с заявленными требованиями в физико-математическом лицее пока не видят.

- У нас под кабинет самопознания, скорее всего, будет отдан кабинет биологии, - рассказал «НГ» директор физико-математического лицея Сергей БОГДАНЧИКОВ. - Этот предмет к ней близок, и именно учителя биологии у нас проходили  переподготовку. Но в том, чтобы, к примеру, обязательно были круглые столы, я необходимости пока не вижу. Почему нельзя объединиться за квадратным столом?

Как говорит Богданчиков, кабинетов по самопознанию должно быть как минимум два - для старшего и младшего звеньев. А учитывая поток учащихся, еще больше. Но пустующих кабинетов ни в одной школе нет, поэтому выходить из положения нужно постепенно.

На стадии подготовки кабинеты самопознания и в СШ № 16, поэтому показать нам их не смогли.

-  Для кабинета самопознания школа должна оформлять и закупать все оборудование самостоятельно, - говорит заместитель директора по воспитательной работе СШ № 16 Анна ИВАНОВА, - и если следовать всем рекомендациям по его оформлению, то это очень большие затраты. Там нужна специальная мебель. Сейчас школа не располагает такими средствами. Мы делаем этот кабинет по мере возможности. Предмет введен и поэтому в любом случае в сентябре класс у нас будет готов. Придется изыскивать средства. Конечно, одного кабинета на все классы недостаточно, но сделать два за счет школы невозможно.

В СШ № 30  под самопознание выделен кабинет, где располагались завучи. Сейчас тут идет ремонт. Как выяснили корреспонденты «НГ», школа проводит его, сэкономив на классах предшкольной подготовки. Мебели и стендов в кабинете мы не видели, но директор уверил нас, что вся необходимая обстановка есть. Но опять же только для старшего звена, младшее будет заниматься в своих кабинетах.

Без элементарных условий

Пока на уровне министерства образования вводят новые предметы и тратят на разработку курса, издание учебников, переподготовку педагогов немалые деньги, в  глубинке школьники лишены элементарного.

20 августа на блоге акима области появилось обращение родителей детей младших классов Щербаковской средней школы. Они просят в пристройке, где занимаются начальные классы, сделать хотя бы отопление. Это обращение на блог не первое, но никаких решений так и не последовало.

Корреспонденты «НГ» побывали в Щербаково. «Маленькая школа», как называют ее сами жители, капитального ремонта не видела давным-давно. Сделан только косметический, и то за счет родителей. В коридоре и кабинетах пахнет сыростью, со стен сыплется штукатурка. Это потому, что зимой в школе очень холодно, отопление практически не работает. По словам родителей, отдел образования Алтынсаринского района уже 4 года обещает сделать газовое отопление.

-  Каждый год  только обещают, - говорит отец первоклассника Николай СИЛЬ, - дети идут в школу, а ничего не делается. В школе холодно, школьники вместо пиджаков носят толстовки. Это проблема не вчерашнего дня, и ее давно пора решить.

Из всего младшего звена в основной школе учатся только мини-центр и 2 класса. Нулевики вынуждены ходить в холодную неуютную школу.

-  В этом году у меня сын идет в нулевой класс, - переживает Надежда ГУБСКАЯ, - сложившаяся ситуация меня пугает, не знаю, как отпускать ребенка в холодную школу. Собраний пока никаких не проводят. С родителями об этой проблеме не говорят. Поэтому я думаю, что ничего не изменится.

Чтобы выяснить, как будет решаться этот вопрос, мы связались с заместителем акима Алтынсаринского района Кенешем ТАНКИБАЕВЫМ.

- Эта проблема действительно есть и мы о ней знаем, - поясняет Танкибаев, - отдел строительства уже выезжал в Щербаково, посмотрел, оценил ситуацию. После 1 сентября я тоже выеду в Щербаковскую школу. Там на месте мы посмотрим и будем решать, что можно сделать. Без внимания этот вопрос мы не оставим.

Конечно, эксперименты в сфере образования приветствуются. Особенношая нашим детям новый школьный предмет под громким названием самопознание. Но прежде чем дети начнут познавать себя, неплохо бы им создать элементарные условия для «познания» букв и таблицы умножения. И до начала учебного года, а не после.

Наиболее значимый ремонт в школах Костаная в 2010 году  за счет средств республиканского и областного бюджетов

Школа

Средства

На что пошли

Физико-математический лицей

219 064 000 тенге

Наружное электроосвещение, канализация, водопровод, благоустройство и озеленение территории, ремонт общешкольного блока № 1, оборудование кабинетов.

СШ № 2

50 926 000 тенге

Общестроительные работы 3-го этажа, частично 1-го этажа, установка металлического ограждения.

СШ № 22

 

 

 

 

 

32 313 000 тенге

Общестроительные работы внутренних помещений 1-го этажа, ремонт системы холодного и горячего водоснабжения, канализации, системы электроснабжения.

СШ № 122

28 000 000 тенге

Капитальный ремонт системы отопления и  кровли.

СШ № 115

4 500 000 тенге

Ремонт спортивного зала.

Гимназия им. Мауленова

3 150 000 тенге

Ремонт системы отопления на 1- м этаже.

ОШ № 21

1 082 000 тенге

Ремонт трех классов.

СШ № 19

700 000 тенге

Частичный ремонт кровли.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА

ОПРОС 

К чему приводят ежегодные реформы в системе образования?

Павел ГОМЗЯКОВ, пенсионер, бывший директор Костанайской СШ №1:

-  Я бы охарактеризовал подобные реформы на данный момент одним словом - нервотрепка. Финансами на этот раз обеспечили, но смена расписания, перераспределение часов - это сплошные хлопоты. Пока непонятно, куда у нас вообще ведут систему образования, потому что каждый год сплошные эксперименты и нововведения. То вводят религиоведение, то классы предшкольной подготовки. Пока отдачи от этих затрат я не вижу, ничего не наработано. Все вводится бегом, сегодня сказали - завтра ввели. Ни специалистов, ни наработанной базы. Раньше делали эксперименты в нескольких школах, а массово и наспех вводить ничего нельзя.

Сарсенбай НИЯЗБАЕВ, депутат городского маслихата:

-  Реформы этого года  к положительным результатам не приведут. И предшкольная подготовка,  и обучение основам самопознания, то есть нравственное воспитание - это прерогатива родителей.  Каждый родитель сам с учетом особенностей ребенка должен донести до него эти понятия. В школе унифицированный подход к этому предмету. Но все равно во все времена  этим занимались все педагоги, независимо от того, какой предмет преподавали.

Ольга КОВАЛЕВСКАЯ,  начальник департамента по защите прав детей по Костанайской области

- Введение любой реформы, нововведения - это прежде всего желание сделать нашу жизнь лучше.        Внедрение предмета самопознание в учебно-воспитательный процесс вызвано прежде всего современным дефицитом нравственно-духовных ценностей.       Современное образование нуждается в моделировании принципиально нового подхода к развитию гармоничной личности. И основная идея данного предмета заключается в привитии детям общечеловеческих нравственно-духовных ценностей, уважения этнокультурных традиций, норм и воспитания на основе гармонично развитой личности.

Людмила КОЖЕВИНА, методист по дошкольному воспитанию отдела образования Костаная:

- Оборудование школ классами предшкольной подготовки - это переходный период. Он необходим, потому что в будущем мы будем переходить на 12-летнее образование. Переделка хлопоты школам доставляет, но это временно. А  самопознание - это обычный курс, дисциплина, которая вводится. Она нам однозначно нужна. В рамках других предметов такая дисциплина, как самопознание, была всегда.  Сейчас ее просто выделили в отдельный курс, поэтому понадобились отдельные кабинеты. И это целесообразно, потому что назрела необходимость в выделении отдельной дисциплины.

Алмат АЙДОСОВ, депутат городского маслихата:

- Ежегодные нововведения и реформы, которые вводятся на уровне эксперимента,  расшатывают нашу систему образования. Образование - это цель, которую родители и дети ставят перед собой и идут к ней. А когда она из года в год меняется и в нее что-то добавляется, то это дезориентирует детей и расхолаживает их. После чего дети уже не могут цельно получить те знания, которые им нужны. Я настороженно отношусь к экспериментам и нововведениям в образовании и считаю, что их должно быть как можно меньше.