Пока не наехал на пенек

Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, ng@ng.kz

Как защитить картер двигателя от повреждений?

Дороги в наших краях хотя и стали лучше, но не настолько, чтобы однажды не удариться картером двигателя о какую-нибудь неровность. К тому же лето - пора частых поездок на рыбалку или в лес, где в траве вы можете не заметить камень или пенек, столкновение с которыми для вашего автомобиля может оказаться роковым. Каким способом можно защитить один из самых дорогостоящих узлов автомобиля? На этот вопрос отвечает старший преподаватель инженерно-технического факультета Костанайского госуниверситета Геннадий САВЕЛЬЕВ:

- На серийных автомобилях специальная защита картера двигателя ставится очень редко. Разве что по заказу. Исключением являются джипы. О причинах такого подхода сказать сложно. Возможно, конструкторы хотят удешевить автомобиль, а может свою роль играет и тот фактор, что данные модели предполагается использовать на хороших дорогах. У нас реальность другая, поэтому водителям приходится думать, как защитить двигатель, и они ищут мастерскую, которая может оказать эту услугу.

Тут есть много подводных камней, которые иногда могут принести дополнительные неприятности. Связаны они прежде всего с установкой защиты, не отвечающей необходимым техническим условиям. Первая проблема может возникнуть в случае, если вы купили новый автомобиль. Поставив защиту, изготовленную кустарным способом, вы повышаете вероятность снятия машины с гарантийного обслуживания в случае поломки двигателя. Вполне возможно, что в результате экспертной оценки выяснится: в установленном в качестве защиты стальном листе нет технологических отверстий, которые бы способствовали обдуву картера, и по этой причине произошел перегрев двигателя.

Другие проблемы дают о себе знать в случаях, если конструкция защиты и материал, из которого она изготовлена, не выдерживает даже небольшой силы удара. Или она закреплена так, что при ударе повреждается не только картер, но и другие узлы автомобиля.

Чтобы этого не случилось, желательно ставить защиту, выпущенную авторитетными изготовителями, которая имеет сопроводительные документы, подтверждающие ее соответствие техническим условиям. Сегодня официальных стандартов защиты нет, но российские специалисты провели испытания и пришли к выводу, что наиболее приемлемый вариант, когда она выдерживает нагрузку величиной в 10% от максимально разрешенной массы для легковых автомобилей и 15% - для внедорожников.

Защита может быть из алюминия, из стали или с применением композитных материалов. Чаще применяется стальная. Она не только дешевле, но и проще в изготовлении в условиях мастерской. Подобрать защиту, изготовленную на заводе специально для определенной модели автомобиля, достаточно сложно. Так велик их диапазон на сегодняшнем рынке. Чаще используют наиболее универсальные.

Чем же руководствоваться в таких случаях? Особенно, если будете вынуждены заказывать изготовление защиты в местной мастерской. Во-первых, стальной лист должен быть толщиной 2-3 мм. Во-вторых, лучше, если это будет не простой, слегка изогнутый лист, а имеющий определенный профиль. Чем глубже профиль, тем больше запас жесткости. Разумеется, у нее должны быть отверстия не только для обдува двигателя, но и для того, чтобы при необходимости обслужить мотор без снятия защиты. В качестве матрицы для определения мест этих отверстий можно использовать грязеотражатели, которые стояли на новом автомобиле еще при выпуске с завода. Расстояние между защитой и картером должно быть не менее 25 мм. Крепить нужно к уже имеющимся технологическим отверстиям в основных элементах кузова. Ни в коем случае - к другим узлам автомобиля. Не советую сверлить для этого отверстия или наваривать кронштейны. Это ослабляет конструкцию кузова.