«Купи кирпич!»

Вадим СОБОЛЕВ

Приехавший на днях из Алматы знакомый рассказал, как при выходе из такси у железнодорожного вокзала его сумки и прочую кладь мгновенно подхватили четверо молодых людей и, спросив только номер поезда и вагона, потащили на перрон. Амбалы оказались не грабителями и не «тимуровцами», а вокзальными грузчиками. Хотя их не просили об этой услуге, помощники лихо забросили вещи в вагон.

Удивлённый такой немногословной оперативностью, но в целом  довольный, услугополучатель спросил - сколько с него за погрузку? И оторопел, услышав цифру в 6000 тенге. Удивление, гнев и растерянность со стороны ошеломлённого пассажира, который не договаривался о подобной услуге за такую цену, были подавлены напором грузчиков, которые «вовсе не вымогали деньги», а доходчиво объясняли, что им надо делиться с начальством на вокзале и с местными полицейскими, а поэтому лучше заплатить по-хорошему. По совету проводника пассажир не стал звать на помощь. Немного поторговавшись, просто отдал деньги.

Потом эта ситуация напомнила ему анекдот о том, как в тёмном переулке к запозднившемуся прохожему подходят трое с кирпичом в руках и предлагают купить этот кирпич, ненавязчиво потряхивая им под носом бедолаги. Такая вот добровольная сделка. Мне же эта история напомнила положение на рынке коммунальных услуг, когда потребитель не может обратиться к другому поставщику и вынужден оплачивать то, что дают, по той цене, которую требуют. Независимо от качества услуги. 

Отказаться же от этих навязчивых услуг очень непросто. Многие помнят, как три костанайца - Тихановский, Николаев и Субботин - в разное время отказались от услуг ГКП «КТЭК», отрезали у себя батареи отопления и самостоятельно обогревали принадлежащие им помещения. А также о том, как упорно монополист продолжал начислять плату за  услуги, которые уже не оказывал, как долго он не желал отпускать потребителей, сколько судебных тяжб прошло, с каким трудом далась этим людям свобода выбора, гарантированная, между прочим, законодательством.

Не дают возможности собственникам квартир отказаться от своего «навязчивого обслуживания» и некоторые костанайские ПКСК. Сегодня, например, из ПКСК «Химик» желают выйти жители четырёх  домов. Люди уже давно недовольны действиями председателя кооператива. Недовольны постоянным и, на их взгляд, необоснованным повышением тарифов на обслуживание, подменой общего собрания собственников квартир собраниями неких доверенных лиц, отсутствием ремонта в их домах и невозможностью проконтролировать расходы руководства ПКСК.

Жители этих четырёх домов, руководствуясь нормами Закона РК «О жилищных отношениях», решили образовать свой отдельный кооператив или применить иную форму управления. Поскольку председатель ПКСК «Химик» продолжает противодействовать нормальному разделу и выходу, дело, видимо, придётся решать через суд.

Пока у нас нет свободы выбора коммунальных услуг по качеству и цене, по желанию самого потребителя, а не по принуждению монополиста, права потребителя нарушаются, и будут нарушаться. Изменить ситуацию может только демонополизация и развитие честной свободной конкуренции во всех сферах предоставления услуг населению.