Через годы, через расстояния

Галина КАТКОВА

В 2004 году роль дежурного по железнодорожной станции взял на себя президент РК

Через неделю костанайские железнодорожники снова устраивают торжество. 2010 год для них юбилейный - 50 лет отделению дороги. По этому поводу в начале весны они провели представительную научно-практическую конференцию. А теперь, в День работников транспорта готовятся принимать гостей из разных уголков некогда единой страны. В Костанай приглашены все те, кто в разные годы работал на нашей  железной дороге. Наверняка будут интереснейшие встречи. И наверняка после них новыми документами, свидетельствами, а может и экспонатами пополнится музей Костанайского отделения дороги.

«К работам по сооружению приступить...»

Сейчас его легко найти. Первый этаж железнодорожного вокзала в Костанае, от входа - налево. Вывеска заметная, не заблудитесь. И расписание работы сообщает важную для желающих попасть сюда информацию: музей действует на общественных началах, бесплатно. Для корреспондента «НГ» экскурсию по нему провел председатель совета ветеранов Костанайского железнодорожного региона Виктор БУРЦЕВ.

- Вообще необходимость собирать какие-то архивные данные, документы, касающиеся истории отделения дороги, осознали давно. И делать это стали примерно с конца 60-х годов, - предваряет осмотр экспозиции Виктор Афанасьевич. - А уже в 1974 году Евгений Федорович Третьяков, будучи начальником вокзала, выделил музею помещение. Шло накопление материала, и в 1987 году музей приобрел официальный статус. Позже ему отвели больше места - сейчас экспозиции располагаются на 125 кв. метрах, и к юбилею отделения дороги, 30 марта, музей открылся обновленным после реконструкции.

Начало осмотра украшено документом с «ятями». Он называется «Общие сведения» и сообщает посетителю, что железнодорожное сообщение в наших краях началось с сооружения линии Троицк - Кустанай, разрешенному Обществу Троицкой железной дороги. Расценочная ведомость сооружения линии была утверждена в сумме 8 843 319 рублей. К работам приступлено с 1 мая 1913 года.

Строили дорогу наверняка в интересах в первую очередь троицкого и кустанайского купечества. Восхищает финансовый подход к делу. Мало того, что уже упомянутую расценочную ведомость утверждали министр путей сообщения и министр финансов, но еще и Государственный Контролер (все должности так и писались - с большой буквы). По ходу строительства предусматривались расходы на оплату процентов по акциям и облигациям, а также расходы по выпуску ценных бумаг и «по оплате облигаций налогами».

Век железных дорог 

Строго говоря, с той поры до завершения в 2004 году строительства линии  Алтынсарино - Хромтау, связавшей север и запад Казахстана, 100 лет не прошло. Но пользуемся мы уже и этой, последней пока что из введенных у нас в строй железных дорог, шестой год. Так что до века - рукой подать.

Фотографии со станции Арка и фотографии, запечатлевшие крестьян, которые на лошадках подвозят грузы на строительство линии Троицк - Костанай, иллюстрируют уникальный кусок истории области. Даже удивительно, как много их сохранилось.

Сфотографирован, например, момент пуска в эксплуатацию знаменитого Тогузакского железнодорожного моста. Это сооружение не имеет сварочных швов, все скреплено мощными заклепками. Сохранилось до сих пор. Действует, в прекрасном состоянии. Мост не раз вспоминали во время недавних юбилейных торжеств. А историческое фото интересно вот чем - под предельно загруженным мостом стоят человеческие фигурки. Было принято, чтобы те, кто проектировал и строил подобные сооружения таким образом демонстрировали правильность своей инженерно-проектировочной мысли и качество выполненных работ.

Так же точно под арками императорских дворцов стояли в свое время известные зодчие и строители Петербурга. Традиции эти, выходит, охватывали всю огромную страну.

В экспозиции костанайского музея есть еще одна интересная подборка фотографий. Их 38, сплошь портреты - все министры путей сообщения. Обращает на себя внимание то, как много пламенных соратников Ленина и Сталина занимали эту должность. Оказывается железными дорогами руководили в разные годы Лев Троцкий, Феликс Дзержинский, Ян Рудзутак, Лазарь Каганович. Каганович вообще трижды с перерывами занимал эту должность. Все эти имена - лишнее доказательство того, что железнодорожный транспорт во все времена был определяющим звеном в обеспечении безопасности страны.

- Недаром его называли родным братом Красной Армии, отсюда и форма наша, и звания, и положение, и ответственность, - комментирует Бурцев.

Колокола, жезлы, люди

Мы с ним как раз стоим у витрины, где выставлены образцы форменной одежды железнодорожников разных времен, эскизы ее. Все, как водится в этом ведомстве, строго регламентировано документами с 31 января 1879 года. Например, для сотрудников службы движения предписывались мундиры малинового цвета, для службы тяги и подвижного состава - синего. А какими красавцами являлись дамам выпускники железнодорожных учебных заведений - их двубортные мундиры даже аксельбантами украшались.

Виктор Афанасьевич показывает круглый, слегка попорченный временем жетон. Четко виден номер - 414 и название дороги. Такие жетоны были неотъемлемой частью форменной экипировки путевых сторожей, которые позже стали называться путевыми обходчиками. В любом музее та часть экспозиции, где располагаются старинные экспонаты, - самая посещаемая. Рука - хоть и нельзя этого делать в музее - так и тянется к тяжелому станционному колоколу. Он самый настоящий. В него, оповещая о встрече и отбытии пассажирских поездов, бил когда-то дежурный по станции. Эта традиция так тесно связана с железной дорогой, что похожий колокол изготовили для торжеств в честь открытия станции Арка. Колокол, который теперь тоже находится в музее, заставил тогда подать голос президент РК Нурсултан Назарбаев.

Идем от экспоната к экспонату, и Бурцев, рассказывая о них, буквально рисует живые картины из истории дороги. Останавливаемся у чего-то, напоминающего вытянутый ящик из дерева, из задней стенки которого торчат какие-то штыри. Так на взгляд дилетанта выглядит жезловый аппарат. Он был необходим на однопутных дорогах. Электрический сигнал, посылаемый со станции отбытия на станцию назначения поезда, позволял разблокировать и вынуть из аппарата металлический жезл. Его наличие у машиниста свидетельствовало о том, что путь именно для его состава свободен. Металлический жезл так и везли с собой, подтвердил Бурцев. И добавил, что на малодеятельных участках дороги такая жезловая блокировка применялась вплоть до 70-х годов прошлого века.

Железная дорога - огромное хозяйство. У каждого подразделения в музее - свой стенд, свои герои, свои достижения. В экспозициях отражен труд железнодорожников и в войну, и в мирное время. 

Есть здесь и свое генеалогическое дерево. Нет, оно не нарисовано так, как это принято. Но суть у стенда, который рассказывает о династиях Костанайского отделения дороги, - та же. Бурцев рассказывает о других, сам являясь живым воплощением династической преданности железнодорожному делу. Виктор Афанасьевич 53 года отдал дороге. Он карталинский, даже родился на станции. Начинал работать слесарем паровозного депо в Кушмуруне. Потом 38 лет отвечал за безопасность движения, с 1977 года по 2005 был главным ревизором по безопасности движения Костанайского отделения дороги. Между прочим, приказ о самом создании института ревизоров в 1937 году подписал нарком путей сообщения Каганович...

Почетный железнодорожник, а ныне еще и хранитель музея, Виктор Афанасьевич - часть железнодорожной династии Бурцевых. Машинистом паровоза был его отец, в локомотивном депо трудился брат, в дистанции связи - сын, а супруга была инженером-экономистом Костанайской дистанции электроснабжения. Всего совокупный стаж Бурцевых - это 155 лет, отданных дороге.

Подобных историй этот музей откроет вам немало. Если вы будете внимательны и любопытны. Если просто хоть раз придете туда.