И на бензине, и на газе

Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, ng@ng.kz

Есть ли преимущества у двухтопливного двигателя?

Цены на бензин сегодня таковы, что невольно заставляют водителей думать об экономии. Способы есть разные. Один из них - установка на автомобиле газобаллонного оборудования. На рынке сейчас есть достаточно надежные образцы, выпускаемые в заводских условиях. Но так ли велик выигрыш от перехода с бензина на газ? На этот вопрос отвечает старший преподаватель инженерно-технического факультета Костанайского госуниверситета Геннадий САВЕЛЬЕВ:

- Если иметь в виду только расходы на топливо, то использование в качестве автомобильного топлива сжиженного газа будет экономичнее. Но я бы не советовал спешить с установкой этого оборудования. Тут есть много подводных камней.

Прежде всего нужно знать, что изготовители газобаллонного оборудования стремятся выпускать его универсальным. То есть пригодным для любого двигателя, без учета его технических характеристик. К чему это приводит? Электронный блок, сконструированный под бензиновый алгоритм управления длительностью импульсов на форсунках, теперь мало того что должен управлять подачей газа, так еще и без учета технических особенностей данной модели.

Такой подход сразу же снижает мощность двигателя. Нужно ли рассказывать о преимуществах управления автомобилем с более мощным двигателем? Но падение мощности не только ухудшает динамические характеристики автомобиля. Этот фактор отрицательно отражается и на ресурсе мотора. Возрастает опасность преждевременной поломки его отдельных компонентов и систем.

К сожалению, точных исследований никто на этот счет не делал, чтобы последствия можно было сопоставить с выигрышем от перехода на газ. Но вполне возможно, что расходы на замену вышедших из строя деталей будут достаточно велики. Впрочем, и сама установка такого оборудования тоже недешевая.

Справедливости ради следует сказать, что сегодня есть такие конструкции газового оборудования, которые дают возможность настроить на характеристики двигателя конкретной модели, позволяя оптимизировать подачу газа в соответствии с условиями работы двигателя в различных режимах. Но для этого нужны специальные приборы и оборудование, так что данная процедура тоже выльется в немалые расходы.

Кстати, если говорить об экологических преимуществах газового топлива для автомобиля, то количество вредных примесей в выхлопных газах можно уменьшить опять же при наличии возможности регулировать газобаллонное оборудование под конкретный двигатель. В противном случае еще не факт, что «выхлоп» будет чище.

Есть тут и правовая составляющая. Если ваш автомобиль имеет гарантийное обслуживание, то установка газового оборудования должна быть согласована с заводом-изготовителем автомобиля. Иначе он не несет никакой ответственности за безопасность и снимает с себя любые обязательства. Такое согласование сделать нереально. Это обязанность установщика газового оборудования, но нести лишние расходы ему не нужно. Они лягут на плечи потребителя. 

Поскольку установка такого оборудования считается изменением конструкции транспортного средства, то оно должно быть сертифицировано. Установщик должен снабдить переоборудованный автомобиль свидетельством определенной формы. Его обязательно потребуют у вас во время очередного техосмотра вашего автомобиля.

И в заключение советую обратить внимание еще на одно обстоятельство. Если работа автомобильного двигателя на газе действительно экономичнее, чем на бензине, то почему же производители машин до сих пор не сделали этого перехода? Почему бы действительно в заводских условиях не выпускать автомобили, которые могли бы использовать и газ, и бензин? Значит, тут не все так просто.