Тротуары мостят - СНиПы «летят»

Ольга ЛИХОГРАЙ, likhograi@ng.kz

Облегчит ли жизнь костанайским пешеходам брусчатка за миллионы тенге?

В этом году в Костанае впервые активно взялись за строительство тротуаров. Правда, пока только на двух магистральных улицах с интенсивным движением. Но масштабы, как  выложенных брусчаткой квадратных метров, так и бюджетных вливаний, уже впечатляют и даже удивляют. Удивляет, что  подрядчики умудряются облагораживать пешеходные зоны с нарушением строительных норм и принципов целесообразности.

Навстречу автомобилям

Жалобы костанайцев на отсутствие или плохое качество тротуаров начали поступать в редакцию «НГ» еще в начале весны. В это же время и началось строительство пешеходных зон вдоль двух магистральных улиц Костаная - Абая и Карбышева. Закончить их обещают в августе, а что делать остальным жителям, неизвестно.

Впрочем, первая жалоба поступила как раз на ул. Карбышева, и небезосновательно. При выезде на нее со стороны кольца по направлению к автовокзалу приличных тротуаров нет по сей день. С левой стороны сразу за проезжей частью - газоны, с правой - отдельные тротуарные куски длиной 2-3 метра.

- У нас зачастую тротуары отделяются от проезжей части одним бордюром, - пожаловался «НГ» житель Костаная Евгений ШИПТИКИТОВ. - После сильного дождя по ним не пройдешь, потому что машины обольют тебя грязью. На ул. Карбышева тротуары в таком состоянии, что практически сравнялись с дорогой. Порой всю тротуарную часть застраивают киосками, заправками, магазинами, а где ходить пешеходам?

По ул. Майлина в той части, где она упирается в ул. Дощанова, тротуар практически сравнялся с улицей. По Мауленова вместо асфальтированной дорожки для пешеходов - голый щебень. На Победы - между ул. Майлина и Дзержинского, нет вообще асфальтированного тротуара. Люди идут по голой земле. Причем столб пыли при этом такой, что кажется это проселок.

На Урицкого в границах Амангельды-Победы замечаем двух школьниц в белых фартуках. Навстречу им несется «Камаз». Девчонки отскакивают в сторону. Выясняем, что девятиклассницы Асия БИСЕНОВА и Айгерим НУРГАЛИЕВА, как и все остальные ученики школы,  дважды в день вынуждены идти по проезжей части Урицкого в школу № 8 и из нее.

- На этом участке только нарисовали белую линию, - указывает на стертую полосу на асфальте по ул. Урицкого Асия Бисенова. - Но автомобилист ее явно не увидит. Причем захватывает она кусок дороги всего на полметра.

На таком отрезке даже вдвоем разместиться трудно, а уж разглядеть его из окна машины и вовсе не реально. Кстати, раньше школьники могли ходить по бульвару. В прошлом году здесь возникла аллея Лисаковска с дорожками поперек проезжей части. Вот и приходится детям, чтобы не топтать газоны, идти навстречу автомобилям.

Столбовой заслон

Такая же ситуация по ул. Пушкина в границах Каирбекова-Сьянова. Бульвар тут  застроили коттеджами. Теперь люди могут идти только по улицам параллельно с  автомобилями. Проблемы и на улице Жастар.

- Я не понимаю, как люди нашего района еще не вышли на митинг! - возмущается живущая на ней Валентина АНТОНОВА. - Нашим многоэтажкам уже по 16 лет и за это время здесь не выстроили ни одного тротуара! Вокруг - коттеджи и сплошные стройки. В физико-математический лицей, мимо  католического храма,  вынуждены идти или по территории АЗС, или по проезжей части. Одно место опаснее другого.

О строительстве тротуаров по ул. Карбышева и пр. Абая особо.   На ул. Карбышева видим, как строители бойко вколачивают брусчатку в песок. Объем работ довольно большой.

- Брусчатка для тротуара лучше асфальта, - объясняет прораб ТОО «Арвис» Юрий КРИГЕР - Если придется менять коммуникации под тротуаром или кабели, то брусчатку можно легко разобрать и положить заново. А если вскроешь асфальт, то потом нужно тратить деньги на то, чтобы его снова положить.

Тротуар смотрится вполне красиво только вначале. Ближе к автовокзалу, за зданием по ул. Карбышева, 24 «А», он заметно сужается, причем именно там, где наибольший поток большегрузных машин. Здесь он вплотную примыкает к улице, отделяясь от нее лишь невысоким бордюром. А столбы линий электропередач теперь «растут» сразу по центру узкого тротуара. Объехать такой столб инвалиду-колясочнику или матери с ребенком в детской коляске невозможно. Как уверяют подрядчики, основные участки мощения тротуаров они согласовывают с заказчиком работ - отделом ЖКХ. И такого тротуарного поворота потребовал именно заказчик.

Целесообразность работ и трат

Тротуар на. Карбышева в границах улиц Уральская-Абая обойдется налогоплательщикам недешево. С каждой стороны по 11 000 кв. м брусчатки за 51 920 000 тенге. Итого на весь тротуар  вдоль Карбышева потратят 103 840 000. Кстати, в тендерной документации указана ширина тротуара в 2,2 м, хотя согласно СНиПам на магистральных улицах она должна быть минимум 3 м. А в том месте, где пешеходная часть сужается и закрывается столбами, полезной площади и вовсе остается максимум метр.

Несуразности добавляет строительство тротуаров по пр. Абая в границах ул. Л. Беды-Карбышева. Здесь напротив дома по пр. Абая, 26 и ниже к центру новый тротуар из брусчатки прокладывают параллельно существующему буквально в 20 м от него вполне приличному асфальтированному тротуару. На это второе удовольствие для пр. Абая из бюджета потратят 87 225 000 тенге. Почему бы не использовать эти деньги  на более нуждающиеся в тротуарах места? Одному заказчику известно.

Кстати, общая сумма вложений в брусчатку для новых тротуаров  - больше 191 млн тенге. За эти деньги можно построить хороший садик или отремонтировать пару школ, на которые денег в бюджете всегда не хватает. Если учесть, что в итоге тротуары выходят «с особенностями», обидно вдвойне.

- Здесь нужно говорить не о целесообразности самого строительства тротуаров. В ней никто не сомневается, - считает директор архитектурного ателье «Дом» Александр БАЙТУРИН. - Речь идет о целесообразности планирования работ и распределения бюджетных средств. Но надеемся, что после главных улиц тротуары появятся и на окраинах.

И мы надеемся на то же.  Хочется  если не комфорта, то элементарных удобств. И очень жаль денег, потраченных на закатывание в асфальт околостолбовых территорий. Хотя официальный заказчик - начальник ГУ «Отдела ЖКХ, ПТ и АД акимата Костаная» Александр МАКЛЮК считает, что начинать мостить тротуарами исключительно центр - вполне естественно.

- В Костанае 174 улицы, из них 26 отремонтированы, - пояснил в ответ на письменный запрос «НГ» Маклюк, - остальные подлежат ремонту. Ремонт начат целенаправленно с центральной части города. По мере выделения денежных средств будут продолжать ремонт и других улиц и пешеходных тротуаров.

Только вот «мера выделения» у чиновников зачастую сильно отличается от той, какой измеряют свои удобства простые граждане.