За него не головой отвечают

«Мы уж как-то привыкли к тому, что все взрывается, рушится, заливается водой, горит...»

Семен СУХАНОВ

Хотя оно - качество - у нас во многом (извините) дерьмовое. Лидерами бракоделов здесь, наверно, являются наши дорожники. Началось, началось оно, идет спешным шагом новое строительство наших дорог, их ямочный ремонт. Выигравшие тендеры клятвенно обещают, что «уж в этом году»... Что? Да не будет никаких нареканий на провалы полотна, ям, бугров даже после дождей, снега, ростепели и прохода тяжелого транспорта.

Но, как говорится, свежо предание, а верится с трудом. Все делается по той же технологии, что и прежде. И не будем перечислять (кто вспомянет прошлое, тому...), зрение, знаете ли, беречь надо. А вот как и где до дней наших отвечали за это качество - вспомнить нелишне.

Скажем, сотни тысяч дорог, мостов и тоннелей, сработанных свободными гражданами и рабами Древнего Рима, были в исправном состоянии больше полутора тысяч лет. Да и тамошняя канализация, по трубам которой проезжали на лодках, прослужила 1000 годов. А за плохое качество, если такое находили, наказывали, не дожидаясь конечного срока, столь долго бракоделы не жили: их буквально головы лишали.

А позже в России, при проходе первого поезда по новому железнодорожному мосту, под него вставали главные проектировщики и строители. Над головой громыхало и вздрагивало, а главные «виновники» торжества стояли спокойно, веря в дело голов и рук своих. А сейчас есть анекдот: на ТВ звонят и приглашают заснять проход поезда по новому мосту, но телевизионщики, узнав, что мост не рухнет, отказываются - это не новость. И мы уж как-то привыкли к тому, что все взрывается, рушится, заливается водой, горит... Плохая привычка, ставшая в жизни обычной, постоянной.

После войны в СССР был сконструирован и сделан первый бронированный легковой (но не легкий) автомобиль для высокопоставленных лиц. Надежность его проверили не хуже, чем в Древнем Риме: Лаврентий Берия усадил главных разработчиков и автостроителей, причастных к новинке, в салон авто, после чего приказал автоматчику открыть огонь на поражение через броню и стекла. Все осталось целехоньким, автомобиль пошел в серийное производство. И во всем остальном не совсем так, но явный брак и даже малое несоответствие требованиям не допускались. Вот и слышишь теперь порой в адрес наших «высококлассных» спецов: «Сталина на вас нет!» Да и не надо его нам, но вот другие некоторые руководители (Андропов, к примеру) были бы востребованы по всему СНГ.

Ну что же это такое? Шахтеров в Кузбассе гибнет в три раза больше, чем в США. В маловодном Казахстане плотины рушатся. Повсеместные аварии автотранспорта на плохих дорогах... Да разве все перечислишь.

В чем же главное таких бедствий? «Всякий, изучающий историю народных бедствий, может убедиться, что большую часть несчастий на земле приносит невежество», - говорил французский философ-материалист Клод Гельвеций более двухсот лет назад. Казалось бы, что при теперешнем развитии науки и техники такого «качества» жизни, что мы наблюдаем, уже и в помине быть не должно. Но присутствует. Особенно там, где правит денежный мешок, где люди только ему подвластны. И где самые умные головы ему нередко продаются.