Всем спасибо, все свободны!

Тимур ГАФУРОВ

Чем ближе первое апреля, тем больше празднует наш разум освобождение от самого себя. То ли День дураков уже действует на расстоянии, то ли весной воздух такой особенный, но одни из нас выбрасывают старые вещи, другие бросают работу, а третьи вообще совершают такие поступки, что скажи им об этом ещё вчера, они бы только покрутили пальцем у виска. Семипалатинские бизнесмены, например, собираются работать себе в убыток во благо родного города. Правда, пока не все предприниматели, а только те из них, кто занимается наружной рекламой, которую теперь собираются превратить в наглядную агитацию. А началось всё с воззвания нового акима Семипалатинска Мейрамхата АЙНАБЕКОВА, который в первом же интервью призвал жителей быть патриотами своего города:

- Посмотрите на билборды и плакаты в городе, на них же только реклама алкогольных напитков и сигарет, какая от них польза и чему они научат нашу молодежь? Билборды должны призывать молодых людей к патриотизму. На улице Абая должны висеть слова Абая, на проспекте Шакарима - слова Шакарима, на Ауэзова - слова Ауэзова, на улице Кабанбай-батыра должен висеть его портрет.

Интересно, где это семипалатинский градоначальник сумел рассмотреть пропаганду алкоголя, если на улицах наших городов рекламируется одна лишь безобидная питьевая вода? Впрочем, проницательность акима не помешала некоторым скептикам сомневаться в успехе этого начинания. И напрасно - уже через три дня после воззвания главный специалист отдела внутренней политики при акимате Семипалатинска Игорь ПАНИН сообщил, что большую часть уличных билбордов отдадут под творчество великих земляков. Проблема только в том, что только три  из 28-ми билбордов, расположенных в городе, принадлежат акимату, а остальные находятся в частных руках. 

- И этого явно недостаточно, ведь все упирается в финансирование, - посетовал г-н Панин и тут же объявил о выходе из тупика. - Многие владельцы билбордов пошли нам навстречу и размещают социальную рекламу безвозмездно, за это им спасибо.

За акиматовское «спасибо», конечно, спасибо, тем более что сам же Игорь Панин признал - «рекламный бизнес очень затратный, чтобы установить одну конструкцию билборда, нужно 300-400 тыс. тенге». Добавим ещё 20 тыс. тенге, которые необходимы для печати одного рекламного полотна, а также стоимость месячной аренды - 20-30 тыс. тенге, не говоря уже об упущенной выгоде, и мы получим размер безвозмездности семипалатинских рекламщиков.

Хотя жертвы во имя патриотизма могут быть ещё существеннее. Представители  Ассоциации игорного бизнеса накануне Наурыза решили доказать всему миру и собственному правительству, что территория азарта в Казахстане ничуть не уступает Лас Вегасу и Монте-Карло. А потому 1 апреля, когда все игорные столы, игровые автоматы и казино будут изгнаны в резервации, без работы останется более 50-ти тысяч человек. Но власти этот порыв не оценили:

- По данным акиматов, на 21 марта 2007 года общее количество людей, работающих в сфере игорного бизнеса, составляет 10 337 человек, - остудил азартные головы министр туризма и спорта Казахстана Темирхан ДОСМУХАМЕТОВ. - Таким образом, фактическая занятость работников в сфере игорного бизнеса в пять раз меньше, чем заявлялось ассоциацией игорного бизнеса.

Столичных работников рулетки пересчитал аким Астаны Аскар МАМИН, который сообщил, что «были выявлены нарушения Закона «О труде», поскольку только со 158 работниками столичных игорных заведений из 2000 были заключены трудовые договора, то есть весь этот сектор в основном был в тени». Конечно, работники акиматов, которые посещают казино исключительно по долгу службы, знают о состоянии дел в этой отрасли намного лучше, чем сами владельцы игорных заведений. Непонятно только, почему наши налоговые органы не поспешили поймать Ассоциацию игорного бизнеса на честном слове и не предъявили её членам обвинение в уклонении от уплаты налогов за каждого из 40-ка тысяч неучтённых работников. То ли суммы, которые потерял на этом бюджет, слишком незначительны, то ли масштаб ожидаемых перемен слишком велик, то ли с нашими чиновниками происходят странные вещи - если они в казино пойдут, то занятость крупье сразу понижается, а если на барахолке хронометраж надумают сделать, так доходы торговцев взлетают до небес. Может, потому что    правила арифметики для каждого из этих измерений применяются сугубо индивидуально?