«Чайники» на дорогах

Вопросы снижения аварийности на дорогах стали главной темой прошедшего в Алматы совещания региональных руководителей Союза водителей транспортных средств РК. Одна из главных причин аварий, было заявлено на совещании, - плохой уровень подготовки водителей. Могут ли регистрационно-экзаменационные подразделения дорожной полиции влиять на уровень аварийности? Не просто могут, но и должны это делать, считает присутствовавший на совещании директор областного союза водителей транспортных средств, член Евразийского альянса автомобилистов Валерий НОВИКОВ.

- Как показывает статистика, одна из основных причин высокой аварийности - недостаточный уровень подготовки водителей. По их вине, говорит мировая статистика, совершается около 65% ДТП.

Думаю, нам надо изучать международный опыт подготовки водителей, перенимать их методики квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений. Кстати, во многих странах определенные требования предъявляются и к самим экзаменаторам. Например, в Бельгии экзаменатором может работать сотрудник не моложе 25-ти лет. В Швейцарии - не моложе 25-ти лет и не нарушивший ПДД в течение трех лет.

Если в Бельгии кандидат не смог сдать теоретический экзамен два раза подряд, то он обязан пройти заново 12-часовое обучение в автошколе. Если дважды не сдал практический экзамен - обязан пройти ещё одно четырехчасовое обучение в автошколе. В Венгрии после пяти провальных попыток сдать экзамен курсант направляется в автошколу заново. В Швейцарии кандидат, не сумевший сдать экзамен с трёх попыток, направляется не только на переучивание, но и к психологу.

В некоторых странах принято ограничивать скорость движения для начинающих водителей. Так, в Испании и Финляндии только получивший права водитель в течение двух лет не имеет права ездить со скоростью быстрее 80 км/ч. В Италии - первые три года - не более 100 км/ч . В Норвегии и Германии новичкам выдают специальные временные удостоверения сроком на два года. В Финляндии водительское удостоверение может быть изъято на шесть месяцев, если у начинающего водителя на автомобиле нет особого знака. А в Швейцарии при нарушении ПДД начинающий водитель направляется на дополнительное обучение.

При этом, несмотря на строгие правила, во многих странах управлять автомобилем разрешают с 16-летнего возраста. И в этом есть смысл. Во-первых, дееспособность по закону наступает с 16-ти лет. Во-вторых, большинство подростков так или иначе садится за руль автомобиля. Лучше, если они будут ездить с соответствующей подготовкой и правами. В третьих, призываясь в ряды вооруженных сил, парень будет иметь к 18-летнему возрасту водительский стаж.