Подвиг танкиста

Анатолий ТУРЯТКО, ng@ng.kz

История о Бухенвальде стала основой для фильма

Земли Тюрингии, что на юго-востоке Германии, известны старинными городами с большой историей, культурой и поразительной архитектурой, наполненными средневековым колоритом и немецкой вышколенностью, где жили и творили Лист, Шиллер, Гете. Несмотря на свое многовековое существование, города строятся, расширяются, украшаются . Существование на этих землях всемирно известной фирмы «Карл-Цейс. Йена», где и сейчас работает около 18 тыс. человек, говорит о многом.

Поразительно, но на этих же землях, вблизи города Веймар, с 1937 по 1945 годы существовал фашистский концлагерь смерти Бухенвальд, в котором за эти годы побывало 239 тыс. человек разных национальностей, из которых было казнено 10 тыс. человек, в том числе 8,5 тыс. русских военнопленных. Выжила лишь небольшая часть узников Бухенвальда, которая сама себя освободила вооруженным путем при стремительном приближении Красной Армии.

Более десяти лет спустя, в 1956-1959 годах, в небольшом городке Ордруф, что в 60 км от  Бухенвальда, дислоцировалась знаменитая  Барвенковская мотострелковая дивизия, в которой состоял 15-й Речицкий танковый полк. В этом полку я проходил срочную службу командиром танка и секретарем комитета комсомола танкового батальона. Эти воинские части входили в состав бывшей 62-й армии, защищавшей Сталинград под командованием маршала Чуйкова.

Сравнительно недалеко от военного городка действовал военный закрытый полигон размером 40х40 км, где мы учились водить боевые машины и стрелять из них. Военный городок в бытовом отношении обслуживали гражданские лица, в основном немецкое население, среди которого мне запомнились двое пожилых немцев-инвалидов. Они занимались обслуживанием внутригородковой канализации и водопровода. Эти люди могли вести взаимно понятный разговор на русском, так как работали в городке с 1940 года, а с русскими начали общаться вплотную с 1945 года. Они сообщали нам интересные сведения о событиях и исторических достопримечательностях города и его окрестностей.

Они-то и поведали нам, солдатам, что на полигоне есть несколько железобетонных бункеров, возле которых испытывалась броня русских танков, а также немецкие пушки и снаряды, которыми стреляли по русским танкам. Впоследствии нам пришлось увидеть несколько этих бункеров с узкими длинными горизонтальными щелями. Как оказалось, это был испытательный участок полигона. Внутри бункеров, у этих щелей, устанавливалась фотоаппаратура, с помощью которой определялась скорость полета снаряда, его аэродинамические характеристики и другие параметры, необходимые исследователям. В этом месте в годы войны и произошел случай, когда русский танк с русским водителем раздавил пушки, вырвался на асфальтовую дорогу и мчался по ней в сторону Веймара, пока не закончилось топливо. В городе об этом случае долго ходили разные слухи, но о дальнейшей судьбе русского танкиста никто ничего не знал.

Когда мы рассматривали внутренности бункеров, меня очень поразило одно обстоятельство, глубоко и надолго врезавшееся в память, и послужило основой трепетного уважения к творчеству художников. Почти все внутренние стены бункеров были разрисованы силуэтами женских фигур, пейзажами с луговыми цветами. Особенно потрясли меня две большие картины с изображением русских и украинских девушек, судя по национальным одеждам, сидящих и стоящих на берегу пруда, под свисающими ветвями плакучих ив. Все было выполнено углем в одну линию, без теней, что выглядело особенно восхитительно. Так передавать цельное изображение мог только талантливейший художник. Имя его неизвестно, но дата стояла - 1943 год и что-то затертое углем густо чернело в правых нижних углах стен. Нетрудно догадаться, что эти рисунки были выполнены русским или украинцем с неистребимым чувством любви и ностальгии к родным местам, к своей Родине.

В своей жизни мне часто приходилось вспоминать своих товарищей по службе, этот полигон с бункерами и с особой теплотой - о танкисте и художнике. По телевидению и в кинопрокате раньше демонстрировался фильм под названием «Подвиг» с подобным сюжетом о советском  воине-танкисте. Возможно, автор сценария взял подвиг танкиста на полигоне в Ордруфе за основу своего фильма.

Ясно, что этот подвиг - не «жертва», не вынужденное  какими-либо мотивами самозаклание, а исходит из сути натуры танкиста, что он совершался сознательно и естественно. Несомненно - это результат высоконравственной человеческой морали солдата-победителя. Такую оставили о себе память наши воины в плену у фашистов и на полях сражений в лихие годы войны.