«Протез» для автомобиля

Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, ng@ng.kz

Особенности пользования запасным колесом

Если во время поездки у автомобиля пробило колесо, его нужно поменять на запасное. Но оказывается, что и тут не все так просто. Вот что по этому поводу рассказывает старший преподаватель инженерно-технического факультета Костанайского госуниверситета Геннадий САВЕЛЬЕВ:

- Запасные колеса могут быть разными по конструкции, а после длительной эксплуатации автомобиля нередки случаи, когда в качестве «запаски» используют колесо не «первой свежести». Отсюда и особенности их применения.

Обычно в качестве запасного колеса используется аналогичное тем, что в данный момент установлены на осях. Но многие компактные городские машины сейчас имеют другие «запаски». Они тоньше, меньшего диаметра и в шинах имеют большее давление. Это так называемая докатка. Они находятся в багажнике, поэтому особенности их конструкции продиктованы необходимостью больше оставить места для другого груза.

В качестве запасного колеса докатка используется на определенных условиях, которые записаны в инструкции по ее эксплуатации. Обычно она наклеена в багажнике, в месте хранения этого колеса. Главное условие - докатка применяется только для того, чтобы доехать до ближайшей шиноремонтной мастерской. После чего она опять меняется на основное колесо. Расстояние, на которое допускается поездка с докаткой, не должно превышать 100 км. Есть и ограничения по скорости движения - до 60 км/час. Что касается давления в шинах, то, в зависимости от типа колеса, оно может быть разным. Есть варианты, когда доходит до 4,2 кг/кв. см. Тут важно, что оно должно быть выше обычного. Таким образом в определенной мере компенсируются негативные последствия от меньшего диаметра колеса.

Мне приходилось ездить на докатке и я убедился, что при соблюдении рекомендаций по скорости движения и величине давления в шине запасного колеса управляемость автомобилем не ухудшается. Поэтому перед установкой докатки нужно обязательно проверить в ней давление и при необходимости довести его до нужной величины.

Есть еще одна причина, которая заставляет придерживаться названных условий. Если поставить колесо меньшего диаметра на ведущую ось, то по этой причине быстрее изнашивается дифференциал. Поэтому опытные водители, чтобы сберечь его, в таких случаях вместо пробитого колеса на ведущей оси ставят колесо с другой оси, а на его место - докатку.

Этот фактор, кстати, нужно учитывать и при установке запасного колеса обычной конструкции. Например, если оно совершенно новое, а протекторы на остальных колесах из-за длительной эксплуатации уже изрядно поизносились, то имейте в виду, что «запаска» в таких случаях имеет больший диаметр. И наоборот - запасное колесо со старой шиной имеет меньший диаметр, в случае, если вы прибегаете к его помощи после того, как недавно обновили установленные колеса. Знайте, что подобные ситуации могут вызвать два негативных последствия. В случае, если такое сочетание колес оказалось на ведущей оси, - сокращение службы дифференциала, если же эта ось еще и управляемая (как на переднеприводных автомобилях), то плюс ко всему у него ухудшается управляемость.

Есть и еще один момент, он касается автомобилей, давно находящихся в эксплуатации. У них в определенной степени уже поизносились саленблоки и другие соединения, влияющие на угол установки колес, и по этой причине могут оказаться изношенными внутренняя или внешняя стороны протектора. Если в таком случае на эту ось поставить одно колесо с другим протектором, то изменится и характер сцепления с дорогой, со всеми негативными последствиями.

Так что в любом случае после установки  запасного колеса постарайтесь быстрее восстановить пробитое и поставить его на место. А до этого воздержитесь от высокой скорости движения.