Кто не успел, тот опоздал

Улица имени Леонида Беды. Пока идет ремонт, куда бедному пешеходу податься?

Евгений ШИБАРШИН

Будут ли коммунальщики сдерживать реконструкцию костанайских улиц? 

В этом году на реконструкцию улиц и ремонт дорог в Костанае запланировано 1 806 761 000 тенге. Учитывая, что дорожные работы можно проводить только в теплое время года, на освоение этих денег времени немного. Плотный график требует согласованности в действиях подрядных и субподрядных организаций. Иначе затяжка с ремонтом создаст очередные неудобства для пешеходов и водителей, вынужденных обходить и объезжать этот участок дороги. К тому же под дорожным полотном располагаются коммуникации. Не получится ли, что дорожники в стремлении выполнить свои работы в срок положат свежий асфальт и его тут же придется вскрывать из-за порыва в трубах, подающих водопроводную или горячую воду?

Печальный опыт

Именно он заставляет ставить такие банальные вопросы. Не забыта еще история с ремонтом дороги на улице Павлова. Несколько осенних дней она походила на вскрытую брюшную полость больного, оставленного на операционном столе хирургом, который вышел покурить. Совсем уж дикий случай в прошлом году произошел возле городской детской поликлиники на только что отремонтированном участке улицы Беды. Новому асфальту там удалось продержаться всего лишь несколько дней. Он провалился в яму, вымытую водой из прорвавшейся водопроводной трубы. И у обывателя сразу же возник вопрос: неужели не могли ее заменить во время реконструкции улицы?

Конечно, у каждого из подобных случаев своя история. Причем даже специалисты иногда их трактуют каждый на свой лад. Например, дорожники говорят, что очень смеялись по поводу публикации «НГ», в которой говорилось, что причиной порыва водопровода на улице Беды стало применение мощной техники по уплотнению грунта во время ремонта. Дескать, надо было вовремя менять сгнившие там трубы. В свою очередь водопроводчики другой причины выхода из строя трубы, изготовленной из бетона (а значит не подверженной коррозии) не видят. При этом ссылаются на специальную литературу, где говорится, что при современной дорожной технике такое возможно. А раз так, то и применять ее нужно с учетом расположенных под дорогой коммуникаций.

В этой ситуации не смешно только тому самому обывателю, который по разоренной улице ходит, ездит, и из кармана которого ее, родимую, в который раз ремонтируют.

Как бы там ни было, но начальник ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорого акимата Костаная» Александр МАКЛЮК говорит, что уже с прошлого года при проектировании реконструкции городских улиц закладывается и замена всех проходящих там коммуникаций. Разумеется, с необходимым финансированием из городского бюджета. Что касается согласованности действий всех субподрядных организаций, то, по его словам, особых проблем нет.

«Они пока не шевелятся»

По информации, предоставленной редакции «НГ» отделом ЖКХ акимата Костаная, в 2010 году реконструкцию должны провести на улицах: Киевской (участок Герцена - Узкоколейной), Бородина (Тарана - Лермонтова), Л. Беды (Алтынсарина - Мауленова) и Дзержинского (Победы - Гагарина). Стоимость работ - 1 291 047 000 тенге, срок исполнения - с апреля по октябрь.

Первый пункт, куда мы приехали - улица Киевская. Часть дороги от кольца на Герцена до железнодорожного переезда уже перекрыта и работы там идут полным ходом. Между работающими там грейдером, погрузчиком и тяжелыми грузовиками постоянно снуют «легковушки». Другого подъезда на территорию расположенных там ТОО нет. Знак, запрещающий въезд, стоит, водители его видят, а значит едут под него на свой страх и риск. А что еще им остается делать? Надо так понимать, что они осознают: если там случится ДТП с их участием, то им же и придется отвечать. На мой вопрос, что может сдерживать работу дорожников, прораб участка ТОО «Аяз» Юрий ГУДКОВСКИЙ ответил:

- Погода и вот эти...

И показал на расположенные вдоль улицы автомойки, ремонтные мастерские, магазины и другие объекты малого бизнеса.

- Кому-то из них нужно провести воду, кому-то кабель, но они пока «не шевелятся», - продолжил Гудковский. - А вон там (показал в сторону железнодорожного переезда) нужно менять водопровод. Мы бы уже могли начать укладку бордюра, но пока «Костанай-Су» не выполнит свою работу, мы это сделать не можем.

Тут же через дорогу мощной фрезой кто-то роет траншею. Гудковский говорит, что какое-то ТОО проводит для себя воду. Что касается упомянутого водопровода, то директор ГКП «Костанай-Су» Игорь КИСЕЛЕВ подтвердил, что у них эти работы запланированы. Но есть неувязки с проектированием, поэтому они пока приступить к работе не могут, но все равно задержки по их вине не будет. 

Есть у этого предприятия и объемы на другой улице - Леонида Беды. Там предстоит обновить более 900 м водопроводной сети.

- Мы эти работы выполним в установленный  срок, - заверил Киселев.

То, что с реконструкцией улиц городской бюджет финансирует и ремонт водопровода, стало серьезным подспорьем для «Костанай-Су». По этой статье отремонтируют и сеть на улице Дзержинского.

- Материалы из года в год дорожают, а рост тарифов на холодную воду сдерживается, - сетует Киселев. - Поэтому в этом году за счет денег, заложенных на ремонт в тарифе, мы сможем заменить только 3 км водопроводных сетей. В прошлом году сделали 9.

Многострадальный «Клуб строителей»

Еще один «виновник» дорожных проблем - Костанайская теплоэнергетическая компания. Нравится это кому-то или нет, но наступает время, когда приходится менять магистральные трубы, по которым в различные районы Костаная подается горячая вода, а они обычно заложены под дорогой городских улиц. Самая горемычная в этом смысле улица Бородина. Вряд ли кто-то вспомнит времена, когда дорога там была нормальной. Вот и в прошлом году сделали очередную «вскрышку», но асфальт на этот раз укладывать не спешили - городские власти запланировали реконструкцию.

Сегодня перекрыт участок между Тарана и Победы. Работники ТОО «АБЗ плюс» снимают асфальтовое покрытие, спиливают деревья. Работают и тепловики. На перекрестке Бородина и Пушкина вскрыли небольшой участок внутриквартальных тепловых сетей и меняют трубы.

И. о. директора КТЭК Николай БЕЛЯК говорит, что есть у них работы и на улице Л. Беды. Обычно они начинают ремонт после полной комплектации необходимыми материалами, но на сроках его исполнения на данном участке это не скажется.

Возвращаясь к улице Бородина, следует отметить, что если кто-то до сих пор считает «Клуб строителей» одним из самых депрессивных районов Костаная, то глубоко ошибается. Во всяком случае, на момент нашего приезда туда улица была наполнена автомобильным транспортом, на автобусных остановках людей почти как в центре города.

А теперь давайте представим, что второй год подряд этот участок будет перерыт. Жители района в прошлом году забросали редакцию «НГ» возмущенными письмами с одним вопросом: доколе?

Судя по планам городских властей - в этом году. Хотя бы на какой-то период.

За чей счет снос?

Участок улицы Л. Беды от Летунова до Мауленова. Здесь находится выезд  одного из гаражных кооперативов и стоянка возле налогового комитета.  Пока улица открыта для движения. Работы ведутся от Летунова до Алтынсарина, причем ТОО «Аяз» это делает достаточно интенсивно, но на подходе к Мауленова много различных коммуникаций. И здесь все опять будет зависеть от согласованности действий с субподрядчиками. Еще и на стоянке возле налогового иногда скапливается столько автомобилей, что некоторые из них вынуждены стоять чуть ли не на ближайшем перекрестке.

Начальник ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная» Александр Маклюк говорит, что  проблемы эти известны и они еще в январе согласовали все действия с транспортными организациями и управлением дорожной полиции.

Есть и еще один очень сложный участок. Правда, там будет проводиться не реконструкция, а капитальный ремонт. Речь идет об улице Победы в границах Алтынсарина и Баймагамбетова. То есть перед входом на рынок. В этом месте вечная проблема со стоянкой. Ожидается и еще одна. Капитальный ремонт подразумевает расширение улицы, а на этом участке есть объекты, которые воздвигли без учета «красной линии». Чтобы обустроить улицу «по уму», придется что-то сносить. За чей счет? Конкурс на проведение ремонта на этом участке будет в мае, но он может стать непростым. Ведь на эти работы пока выделено чуть больше 111 млн и никаких расходов на снос.

По плану предусмотрен еще средний ремонт (обновление твердого покрытия дороги) на проспекте Абая - от Тарана до Энергетиков (на сумму 357 млн тенге) и ямочный ремонт в различных частях города (около 47 млн).

В целом, денег на ремонт дорог Костанай получил на уровне прошлого года. Исполнители утверждают, что накопили достаточный опыт, чтобы избежать ошибок прошлых лет. Избегут ли?

Фото Николая СОЛОВЬЕВА

Схема работ на улицах Костаная с апреля по октябрь 

ОПРОС

Что нужно сделать для уменьшения неудобства пешеходам и водителям во время ремонта улиц?

Игорь КИСЕЛЕВ, директор ГКП «Костанай-Су»:

- Во-первых, о предстоящем ремонте оповестить все население: об улицах, где будут проводиться работы, о времени их начала и окончания. Обязательно информировать об изменениях в движении маршрутных автобусов и возможных объездах для всех видов транспорта. Не помешает прислушиваться к мнению людей и вовремя реагировать на их предложения. Например, иногда можно убрать какие-то ранее поставленные ограждения, чтобы открыть новый объезд. Что касается самого населения, то нужно терпимее относиться к возникшим трудностям. 

Александр МАКЛЮК, начальник ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная»:

- Могу только сказать о том, что нами для этого делается. Самое главное - прежде чем начинать ремонтные работы, мы еще в январе согласовали их с транспортными предприятиями и дорожной полицией. По ходу работ будут меняться и маршруты общественного транспорта. Чтобы не создавать лишних проблем для объезда ремонтируемых участков, перекрестки будут ремонтироваться отдельно, и будем требовать, чтобы делалось это максимально быстро.

Нигмет СУХАНОВ, индивидуальный предприниматель, председатель КОС «Клуб строителей» (1999-2000 годы):

- Для пешеходов нужно обязательно оставлять нормальные проходы к местам общего пользования: магазинам, аптекам, сберкассам, автобусным остановкам. В этом особенно нуждаются пожилые люди. Эти тропинки нужно как-то огородить, чтобы на них не заезжала техника. Что касается автотранспотра, было бы неплохо, если б у начала ремонтированной дороги висел плакат, на котором местные власти извинились перед водителями за причиненные неудобства. А потом бы дали схему объезда этого участка, при необходимости - и маршрута проезда к объекту наибольшего посещения.

Геннадий ЛОЗИЦКИЙ, ветеран труда:

- Сейчас ситуация такая, что граждане не знают своих прав. Если они вообще предусмотрены для таких ситуаций. Поэтому нужно начинать с того, что принять какие-то правила, регулирующие проведение ремонтных работ на территории населенных пунктов. А там расписать все нормы, которых должны придерживаться ремонтные организации, и какие условия при этом создаются гражданам, чтобы не только уменьшить возникающие неудобства, но и обезопасить людей от возможных ЧП. Проект этих правил нужно подготовить с учетом опыта развитых стран, обсудить его с населением, а после официального утверждения создать условия, чтобы их все знали. Тогда все будут знать, что требовать и с кого требовать.

Сабит ИСМУРАТОВ, ректор КИнЭУ, депутат Костанайского городского маслихата:

- Чаще всего во время работ сталкиваешься с тем, что с весны закроют весь участок и до самой зимы там работают. Зачем? Ведь можно поэтапно. Свежий пример - улица Леонида Беды. Уже сейчас ее закрыли почти на всю длину ремонтируемого участка, так что невозможно проехать. Если б они ремонтировали быстро, такой подход был бы оправдан, а так получается, что они территорией города распоряжаютcя в интересах своего бизнеса, но люди от такого подхода только страдают.