Недальние странствия

Макет юрты практически в натуральную величину с воссозданным интерьером встречает посетителей в главном зале музея.

Юлия РЯСКИНА, ng@ng.kz

Первоапрельская попытка посмотреть на родной Костанай глазами туриста

Одна из моих настольных книг - «Искусство путешествий» Алена де Боттона. В ней содержится гениальная в своей простоте мысль: мы слишком идеализируем «прекрасное далеко» и совсем не замечаем удивительных вещей, происходящих у нас под носом. Мы знать не знаем о новой экспозиции в местном музее, проносимся в угаре скоротечных будней, не замечая красиво оформленных витрин, и проглатываем фаст-фуд, не ведая, что ресторан за углом выписал из Алматы нового шеф-повара. «А что, если применить подход путешественника к родному городу?» - подумали мы. Итак, поехали...

Костанай, тихий низкорослый городок, уютно растянувшийся на левом берегу вялотекущей речки Тобол, был основан в 1879 году. В те далекие времена по широким пустынным улицам вовсю пылил степной ветер, а многочисленные ветряные мельницы, лениво махая крыльями, присматривали сверху за приземистыми деревянными домишками. Именно благодаря мукомольной промышленности Костанай был впервые упомянут в словаре Брокгауза и Ефрона, которые сравнили темпы его развития с американским Чикаго. Родившись ровно через 100 лет, я нашла, что мало что изменилось: костанайские зерно и мука по-прежнему популярны и полноводной рекой утекают в ближнее и дальнее зарубежье, второстепенные городские магистрали еще сохранили «первоцелинный» асфальт, не подвластный никаким ремонтам, а пивзавод Лореца не только уцелел, но и стабильно снабжает жителей пенящимся напитком.

Начать путешествие мы решили с общения с прекрасным и заглянули в областную картинную галерею, где как раз проходила персональная выставка известного костанайского художника Н. В. Торшина. Будете здесь, полюбуйтесь на одухотворенные портретные образы, а также не пропустите в соседнем зале, отведенном под художественный салон, картины Н. Халифаевой с ее совершенно мастерски прописанной хвоей, рыхлой и мягкой.

Переходим к сеансу музеетерапии. Областной историко-краеведческий музей оказывается местом крайне приятным. После недавнего ремонта бродить по светлым просторным залам легко и радостно. В настоящее время количество экспонатов превышает 90000. Это и ювелирные украшения, и национальные костюмы народов, проживающих на территории области, и богатые палеонтологические и минералогические коллекции, и уникальные археологические находки. В числе последних - «Тобольский мыслитель» - каменное изваяние, датированное чуть ли не вторым тысячелетием до нашей эры. Его копией, переименованной в «Человека, смотрящего в небо» без зазрения совести спекулирует сейчас Аркаим. Появилась и новая мемориальная экспозиция, посвященная воинам-афганцам. Среди личных вещей солдат - их письма домой, фотографии, обмундирование и награды. Особого внимания заслуживают совершенно волшебные диорамы местного зоомира, порой настолько реальные, что от них невозможно отвести глаз.

Но мы срываемся прочь от постановочных пленэров и спешим на свежий воздух, туда, где бурлит местечковая жизнь. Официальный центр Костаная находится в так называемом Сити-центре - вымощенной брусчаткой площади с неясными контурами, наводняемой толпами нарядных жителей в праздники. В остальные дни по ней короткими перебежками перемещаются от местного шопингового рая - ЦУМа - до разбросанных по соседству пластиковых коробок кафе с невнятной кухней. В музей имени Ы. Алтынсарина никто не спешит и правильно делает. Гостям здесь не очень рады - фотографировать нельзя, а русскоязычные экскурсии доступны только в будни, в которые, по-видимому, в музее вообще царит девственная тишина. А тем не менее, нам, например, любопытно было узнать, что великий педагог-просветитель именовал себя просто Иваном Алексеевичем, и русский язык любил.

Покончив с музеями, загляните в здание главпочтамта, чтобы взглянуть на любопытного вида барельефы, где в едином певческом экстазе слились и космонавты, и чабаны. За трагизмом расставания с кровно заработанными в пользу монополистов диковинные изваяния мало кто замечает.

Чтобы нагулять аппетит, прохватите с ветерком по главной транспортной артерии - проспекту Абая, обращая внимание на местную кремлевскую стену, за которой прячется горводоканал, минареты новой мечети, синагогу Бейт-Рахель Рабад Любавич, сдающую свои позиции деревенскую резервацию Наримановки, и Ак-мечеть, успевшую на своем веку приютить и эвакуационный пункт, и кинотеатр, и филармонию. Хотя большинство зданий заживо замурованы в алюкобонд, но стоит внимательно оглядеться по сторонам, как на вас повеет древностью. Добротный краснокирпичный дом мукомола Сенокосова сейчас занимает управление городской архитектуры, через улицу на него смотрит крепкий дом купца Давлеткалиева. Владелец пивзавода швейцарский подданный Лорец проживал в здании нынешней Казагроэкспертизы, а купец Тимин владел хоромами, что мостятся между КНБ и управлением пожарной охраны.

Проголодавшись, загляните в ирландский паб «Дублин», что на пересечении Баймагамбетова и Павлова. Если фирменного ирландского салата с утиной грудкой, за который шеф-повара можно целовать три дня, по-прежнему не будет, берите душевный гороховый суп-пюре с копченостями и ароматную баранью корейку в розмариновом соусе. А вот для чаепития перемещайтесь в Mango, заведение славится своими диковинными дюймовочкиного размера пирожными, укутанными толстым одеялом заварного крема. На исходе дня приятно пропустить по стаканчику в винотеке Rioja. О славном местечке, что от Затобольского кольца направо по Семиозерной трассе, мало кто знает. В этот раз нам не повезло - в визите нам отказали. Если и вам не удастся вкусить гостеприимства, то просто загляните, чтобы прикупить великолепное вино Robles из заизюмленного винограда Pedro Ximenez, которое феерично сочетается с благородными сырами с голубой плесенью. Уж в этом-то вам не смогут отказать.

Если останется время, можно подивиться на раблезианских размеров покорителей целины, внесенных в список всемирного наследия ЮНЕСКО, или с визгом, более приличным ребятне дошкольного возраста, взобраться на паровоз их, покорителей, привезший.

Признаться, путешествовать в Костанае нелегко. Компетентные комментарии не всегда доступны, а за фотосъемку каждой картины в галерее или экспоната в местных музеях придется выложить не менее 300 тенге, и это при условии, что его не признают уникальным, тогда уж все 500. Разрешение на фотосъемку, к примеру, в Эрмитаже стоит 200 рублей, расставшись с которыми можно щелкать до опупения хоть «Мадонну Литта» Леонардо да Винчи, хоть «Танец» Матисса.

Путешествовать в Костанае нелегко, но приятно. Попробуйте, вам понравится.