Наша профилактика - по-прежнему карательная

П. Сухинин: «Последствия акций «по наведению порядка» для бизнеса плачевные»

Галина КАТКОВА

Сверху говорят о поддержке, внизу выкручивают руки

Когда некуда больше идти, идут в общественные бизнес-объединения. У каждого сюда своя дорога. Одним достаточно помыкаться по 2-3 банкам, добиваясь льготных кредитов. Другие обращаются, пройдя абсолютно все круги защиты своих прав вплоть до судов. Какие проблемы сегодня больше всего «давят» предпринимателей? Об этом разговор с исполнительным директором Ассоциации содействия предпринимательской деятельности в Костанайской области Петром СУХИНИНЫМ.

Акции с последствиями 

- Петр Петрович, «НГ» с АСПреДКО сотрудничает плотно. Показалось, что в последнее время поток посетителей в офис ассоциации значительно увеличился. Это выглядит немного странно на фоне того, что не проходит и недели без совещания на уровне правительства по проблемам поддержки и защиты МСБ. И президент, и премьер громогласно отводят предпринимательству роль локомотива сегодняшней экономики... Так чего жалуется-то народ?

- Наверху говорят одно, а в регионах делают совсем другое. Какая там поддержка. Есть ощущение, что полтора года моратория на проверки, а следовательно и невзятых штрафов, пробили «незаживающую» брешь в казне. И этот провал фискалы теперь штопают через край так сурово, что малый бизнес только трещит. Последние новости с этого фронта, где противостоят друг другу предприниматели и налоговики, таковы. За основу взято требование нового Налогового кодекса о том, что предприниматель не может быть учредителем более чем одного предприятия. Теперь поднимается старая, даже очень старая база в управлении юстиции. И если действующий сегодня предприниматель когда-то регистрировал другое предприятие, и оно по разным причинам до сих фигурирует в базе, у него возникают большие проблемы. В частности, у него аннулируют свидетельство о постановке на регистрационный учет по НДС, затем должен следовать пересчет материалов и услуг с зачетным НДС, включенным в активы давно не работающего предприятия, и как следствие - большие выплаты по НДС после пересчета. Причем сделать все надо в короткий срок и в короткий срок найти деньги. У нас есть письмо, где предприниматель признается, что теперь другой его фирме, которая реально работает и к которой нет претензий, грозит распродажа имущества по заниженным ценам.

- Формально-то налоговики правы. Что ж он фирму не ликвидировал?

- Если касаться конкретного случая, то, во-первых, человек утверждает, что ликвидацию проводил, но все было на бумажных носителях и почему-то в электронную базу не попало. Во-вторых, речь идет о 90-х годах. Время было практически тоже кризисное. Люди пытались как-то перестраивать свой бизнес, искали оптимальные схемы - ТОО человек зарегистрировал, но оно работать так и не начало. Отсюда вытекает третье - реально эта несчастная фирмочка, фантом по сути, не нанесла государству никакого финансового ущерба. За что сегодня предпринимателя так карать, подрывать ему действующий бизнес? Причем прозрачный, к которому нет претензий по уплате налогов. Причем это не единичный случай. Я сам обращался в налоговый комитет, и там признались, что у них телефон раскалился: предприниматели звонят по аналогичным причинам. В целом это напоминает какую-то акцию с плохо просчитанными последствиями. В том же ряду хронометражи в цветочных магазинах на 8 марта, такие же мероприятия прямо в канун Нового года в кафе и ресторанах. Налоговики ищут сокрытия доходов, прекрасно понимая, что методы некорректны. Кстати, своеобразную акцию по «наведению порядка» за прошлые годы ведут сейчас и таможенники. Предприниматели - участники ВЭД жалуются, что их обвиняют в занижении суммы НДС, например, в 2005 году. Помилуйте, но были же сверки, годовые отчеты ДТК и прочая... Однако теперь к сумме недоимки за несколько лет плюсуются пеня, штраф. Суммы доходят до 2000 МРП, людей подводят под уголовную статью.

Не разорять!

- Интересно, а те сотрудники, которые «просмотрели» нарушение, как-то будут отвечать? Или это целиком ответственность бизнеса?

 - У меня тот же самый вопрос. И не только к органам таможенного контроля, хотя уж с ними предприниматели стараются никоим образом не конфликтовать, сто раз спросят и проконсультируются, все ли заплатили... Но я о ситуации в общем. Дело ведь именно в подходе к оценке возможных неумышленных нарушений. Вы вспомните, когда разрабатывался Закон «О частном предпринимательстве», обсуждался его проект, сколько сил было потрачено на то, чтобы закон предполагал изменение самой идеологии проверок. Не карать должны проверяющие, а заниматься профилактикой. И в актив им должно идти не количество выявленных нарушений, а их снижение. Но все течет, как прежде.

По этому поводу хотел бы поделиться с читателями «НГ» информацией, переданной на днях руководителем Форума предпринимателей Казахстана Раимбеком Баталовым. Он принимал участие в заседании круглого стола, на котором представители Генпрокуратуры РК, заинтересованных госорганов, предпринимательских объединений и депутаты Парламента говорили о необходимости усовершенствовать сейчас формы и методы госконтроля, внести, если надо, изменения в законодательство о частном предпринимательстве. Произошло это явно после первого заседания Совета предпринимателей при президенте. Поэтому есть надежда, что дело сдвинется с мертвой точки.

Первое же конструктивное предложение от предпринимателей - внести изменения в инструкцию № 71 от 24.12.2009 года с тем, чтобы регистрировались не только плановые, но и внеплановые проверки. Аргументы - наибольший проверочный вал приходится именно на «внеплан». Мониторинг велся активно с 2008 года. Разница за этот год между проверками, зарегистрированными в центрах правовой статистики, и реально проведенными просто колоссальная. Санэпидслужба зарегистрировала 145 155 проверок, а провела 683 237. У налоговиков это соотношение 4 179 против 184 598! Баталов предложил последовать российскому опыту, то есть ввести санкционирование внеплановых проверок бизнеса прокуратурой. Хотя к ней самой есть претензии. На круглом столе в качестве примера звучала информация о проверке по вопросу «алкогольной стометровки», инициированной органами прокуратуры Костанайской области с привлечением других контролирующих органов. Баталов заострял внимание на том, что это делается тогда, когда утверждены и опубликованы еще не все системы оценки рисков, проверочные листы, то есть не установлены «правила игры».

Предложение - необходимо ввести регистрацию проверок, инициируемых региональными органами прокуратуры. Кроме того, предприниматели настаивали на необходимости внести изменения в законодательство РК в части закрепления норм, касающихся санкционирования доследственных проверок субъектов и определения мер ответственности контролирующих органов. Сегодня такого рода проверки, например финполицией, проводятся без регистрации. При этом может быть наложен арест на счета проверяемого, как правило, начинается все с налоговой проверки... При отсутствии нарушений проверяющие за свои действия, повлекшие убытки для предпринимателя, никак не отвечают. В России практика другая. Там чиновника могут оштрафовать на крупную сумму.

То есть к чему сводятся  предложения предпринимателей? Нарушения, огрехи в деятельности бизнеса надо и предупреждать, и требовать их исправления. Но нельзя разорять людей, разрушать налаженное дело. Тем более в такое экономически трудное время, как сегодня.

Российский опыт

В РФ штрафы для чиновников за нарушение правил проведения проверок (в пересчете на тенге) - 25 000 в первый раз и до 100 000 тенге при повторном нарушении. Кроме того, правительство РФ разработало проект закона, в котором предусмотрено наказание чиновников, требующих документы, не предусмотренные административными регламентами. Вначале - штраф до 50 000 тенге, затем дисквалификация сроком до 3 лет.

Фото из архива «НГ»