О культе и культуре

Недавно на местном телевидении прошло обсуждение вопросов преподавания религиоведения в школах Казахстана. Естественно, что при коллективном обсуждении, да еще в столь краткое время многое просто не могло быть сказано. Но обсуждение мне показалось любопытным, хотя я лично сделал бы все-таки крен не в сторону так называемого сектантства, а общих для всех нас проблем культуры. Впрочем, об этом говорили и другие участники обсуждения. Однако по затраченному времени и эмоциональным акцентам именно сектантство оказалось в эпицентре разговора.

Но, во-первых, здесь масса нюансов, которые нуждаются в серьезнейшей проверке. Любое неточное, не основанное на фактах обвинение в конечном счете может подорвать доверие и к высказываниям, соответствующим реальному положению дел. Скажем, при не попавшем на экран обсуждении прозвучала мысль о том, что к протестантизму можно отнести лишь кальвинизм и лютеранство. О ряде направлений и в самом деле идут споры. Но возьмите хотя бы учебник «История религий в России», изданный в 2004 году Российской Академией госслужбы при президенте РФ. Там к протестантам отнесены и баптисты, и адвентисты, и даже свидетели Иеговы... Еще деликатнее вопрос с кришнаизмом. Прозвучали слова о допустимости педофилии для неженатых кришнаитов и об использовании в их пище прасаде - коровьей мочи. Костанайские же кришнаиты и то, и другое, по их словам, не практикуют и осуждают.

Но «секты» - это частное, которое не поймешь, игнорируя наши болезни в целом. Главные же болезни наших дней, на мой взгляд, в том, что, поминая к месту и не к месту Бога, мы  - как сообщество - исповедуем культ Золотого Тельца, держимся за клановость и свояченичество.

Ну и, конечно, раз уж требуется профессионализм, следующим шагом должно быть широкое введение религиоведения в вузах, ибо сама жизнь требует постоянного обновления кадров. Увы, но и самые опытные и знающие педагоги раньше или позже уходят на пенсию. А кто придет взамен?

Юрий БОНДАРЕНКО, профессор КГУ