По весеннему по льду...

Если груз вечит тонну, то толщина льда должна быть не менее 10 см (Фото www.photosight.ru)

Рыбачка СОНЯ

Февральский лед обманчив: от его любви до коварства - пара оттепелей
Найдется ли хотя бы один мэтр зимней рыбалки, которому не приходилось проваливаться на льду водоема? Среди наших костанайских рыболовов я таковых не встречала...
Чтоб тебе не провалиться! 
Как известно, азарт - друг бесстрашия. В том числе и азарт рыбацкий. Тем более что по «первому» и «последнему» льду - самые фантастические рыбалки, самые легендарные уловы. И большинству одержимых рыболовов совсем не до осознания того, что первый лед - еще опасен, а последний - уже опасен. Период «последнего» льда в наших краях обычно выпадает на март-апрель - в зависимости от прихода ее сиятельства Весны. Помню, при поздней весне со льда приходилось рыбачить даже в мае. При ранней весне проблемной может стать рыбалка уже даже в феврале. Причем когда после сильных морозов вдруг грянет оттепель. То есть произойдет то, что уже сейчас у нас происходит. Как и все в природе, лед тоже не любит резких температурных перепадов и реагирует на них изменением своей структуры.
...Вспомним кое-что из ледовой теории. Рыболова без груза выдержит уже пятисантиметровый лед, с грузом - семисантиметровый, рыбацкую компанию - пятнадцатисантиметровый, автомобиль - около 30 см. «Нам-то чего переживать?» - скользнув глазом по этим цифрам, удивится какой-нибудь костанайский рыболов. - На наших водоемах сейчас лед по полметра». И будет прав и неправ одновременно. Прав, потому что лед на наших водоемах действительно такой, что иной раз бур уходит в него почти по самую рукоятку. Неправ, - потому что поводы для беспокойства все-таки есть. Ближе к весне приведенные цифры безопасной прочности надо увеличить в полтора раза. И тогда получится, что безопасным для вашего авто будет лед, толщина которого должна быть более 50 см. Но везде ли у нас такой лед?
Не может ни при каких морозах он быть таковым на течении, в местах, где бьют родники и ключи, ближе к берегу в камышах и тростнике, у стоков промышленных предприятий, вокруг вмерзших коряг и водорослей. Такие места надо обходить стороной даже в глухозимье, а в предвесенние оттепели требуется к ним двойное внимание. Из других примет ненадежного льда отмечу такие: лед темный, ноздреватый, «игольчатый», места на льду с вмерзшими пузырями. Очень опасен лед в тех местах, где на фоне потрескивания образуются радиальные трещины, еще хуже - появление концентрических трещин, которые сопровождаются характерным скрипом.

Бдительность хороша до несчастья
Что нужно предусмотреть, отправляясь на зимнюю рыбалку? В идеале - надеть на себя спасательный жилет, иметь при себе «спасалки» - две пластиковые или деревянные рукоятки с острыми металлическими шипами на концах, 15-25-метровую веревку, пешню, в герметической упаковке - сухой спирт, спички, бумагу для разжигания костра, спирт для растирания ног, запасные носки, завернутые в 2-3 целлофановых пакета, герметично упакованный сотовый телефон. А теперь задумайтесь, что вы, передвигаясь по зимнему водоему, имеете из выше перечисленного? Спички, сотовый и спирт в виде водки? Ну, может, еще пешню и веревку, если не ленитесь тащить за собой санки.
Мне не раз приходилось наблюдать, как передвигаются наши рыбаки по льду. Те, кто хотя бы раз оказывался ненароком в ледяной купели, ходят по льду очень осторожно, простукивая себе впереди пешней путь, не позволяя ближе, чем на 5 м, идти кому-то рядом с собой. И рюкзачок предусмотрительно снимут с одного плеча, чтобы в любой момент можно было от него освободиться, и идут скользящим шагом, не отрывая ног ото льда. А что другие? В эйфории азарта, подкрепленной бутылочным крепленым, не видят ни трещин, ни луж поверх льда, не слышат ледяных «предупреждений», не чувствуют опасности. А ведь очень важно приучить себя не расслабляться на льду никогда, а особенно в наши коварные предвесенние оттепели, когда кажется, что лед еще толстый, а потому безопасный.
...В выходные дни на наших легендарных «Чистых прудах» - окуню негде упасть. Колея прочищена примерно до середины водоема. Но вот незадача: сотни машин стоят вдоль нее почти бок о бок, потому что самостоятельно проехать дальше по твердому высокому насту нет у них силенок. Вот и получается, что совсем на небольшом отрезке образуется на льду целая автостоянка. А под ней, между прочим, глубина около трех (!) метров. Причем если с утра заезжаешь на водоем по снежно-ледяной колее, то вечером выезжаешь уже по сырой «каше», а местами даже и по натуральным лужам. Откуда взяться здесь воде в мороз и при полуметровой толщине льда? В Интернете на сайте «Рыбацкий рай» я нашла адресованную любителям зимней рыбалки любопытную информацию о том, что происходит со льдом по мере увеличения на него нагрузки сверху. Материал предоставлен американскими военными профессионалами, а это вам не баран чихнул.

О чем предупреждает армия США
А предупреждает она об опасностях льда на водоемах, основываясь на данных своей Лаборатории исследований и разработок для холодных регионов. Из всего напечатанного самой любопытной показалась мне информация, касающаяся толщины льда. Чтобы определить ее, американская армия предлагает просверлить несколько лунок. Метод заключается в следующем: пробурить лунки по намеченной линии каждые 46 м и проверить толщину льда, поскольку на реках даже на небольшом расстоянии толщина может сильно отличаться. Советуют измерить и толщину снега, покрывающего лед: значительные расхождения в толщине снежного покрова могут означать, что толщина льда в разных местах сильно отличается. Красноречиво в памятке представлено то, что происходит подо льдом тогда, когда сверху по нему движется автомобиль: «Под тяжестью груза лед слегка прогибается, принимая форму чаши. Движение машины провоцирует движение чаши и вызывает подо льдом волны. Если скорость движения волны совпадает со скоростью автомобиля, лед прогибается сильнее и может треснуть. Эта ситуация становится еще более опасной для тонкого льда и на мелководье. В общем, чтобы избежать такой опасности, скорость машины не должна превышать 24 км/ч». Не менее красноречивой предстает и таблица, состоящая из трех колонок, отражающих вес груза на льду, толщину безопасного льда и при этом расстояние, на котором можно разместить другой груз. Так вот, согласно этим расчетам, если груз весит 1 тонну ( то есть составляет нашу средней величины легковушку), то толщина льда должна быть не менее 10 см, а расстояние до следующего «груза» - 10 м. Для джипов и «таблеток» в 2 тонны допустимая толщина - 20 см, расстояние - 20 м. А теперь прикинем, что получится, согласно этой таблице, если на тех же наших «Чистых прудах» местами чуть ли не впритык стоит по несколько десятков машин. При «грузе» в 20 т, а это примерно 13-14 наших автомобилей, безопасная толщина льда должна быть 46 см, что мы сейчас имеем, но расстояние до других 20 тонн «груза» должно равняться 46 м. То есть на водоеме должны быть десятки «автостоянок». У нас же сейчас там 2-3 с немыслимым скоплением машин на каждой. А если учесть то, что американская таблица ориентирована на ровный крепкий лед, а любая снежная метель создает дополнительную на него нагрузку, поскольку пласт нового снега достаточно тяжелый, отчего лед оседает и погружается под воду, а вода при этом заливает льдину и пропитывает нижние слои снега; если иметь в виду, что в противовес ожиданиям, в результате резкого снижения температуры, что у нас происходит регулярно, лед становится хрупким; если вспомнить о том, что наш народ любит рыбачить от рассвета до заката, то есть автомобили давят своей тяжестью на лед часов 8-10, (американская армия предупреждает, что если оставить «груз» на льду более чем на два часа, то реальный вес его для предложенной таблицы надо увеличить в два раза), становится понятно, почему после каждой рыбалки выезжать сейчас с «Чистых прудов» приходится уже не по снегу, а по воде, выдавленной осевшим под тяжестью множества машин льдом, и в конечном итоге, почему на дне этого озера упокоилось столько колесной техники.
Не первый год сложилась у нас традиция с целью сбережения природы запрещать автомобильный заезд на лед в охраняемых угодьях. В неохраняемых - пора запретить заезд в целях сбережения людской жизни.