Умных нет?

«Кто из очень-очень высокопоставленных чиновников от образования по-настоящему слушает специалистов?»

Юрий БОНДАРЕНКО

В предыдущем номере «НГ», в рубрике «Гостевая книга www.ng.kz, был опубликован довольно едкий комментарий о нашем высшем образовании и нехватке специалистов при обилии дипломов: «Правильно в народе говорят: наша беда - это не то, что ученых мало, а то, что умных нет».

Остроумно и подумать есть над чем. И это уже само по себе немалого стоит. Но если всерьез, то даже сегодня и дипломы не все покупаются, да и умных, думаю, хватает. Не зря же и наши дети, и наши специалисты выглядят ничуть не хуже прочих и в ближнем, и в дальнем зарубежье. Да и тех, кто здесь, оптом хулить язык не повернется. В одних только шахматах и шашках наша молодежь не последняя в Казахстане. А ведь это игры не для самых глупых. Среди же наших студентов и магистрантов отнюдь немало думающих, живых, интересных. Хотя, что уж юлить, есть и те, за чью учебу заплачено, а вот учиться они и не хотят, и не могут, и другим мешают.

Так что, думаю, наша беда не в том, что умных мало, а в том, как у нас востребован профессионализм. Здесь мне почему-то вспоминается горький эпизод из Великой Отечественной, когда измотанные части одной из армий, прорываясь к своим, положили под пулеметным огнем две сотни человек, пока, наконец, подкравшийся к единственному вражескому пулеметчику разведчик не уложил его ударом ножа, не затратив и единственной пули. И не дураки ведь были, шедшие на смерть. И не неумехи. Просто не нашлось сразу того, кто бы вовремя предложил разумный, сберегающий людей план действий. А сколько было таких эпизодов!

Не наблюдаем ли мы нечто похожее и сейчас, но только в других, слава Богу, пока еще не столь кровавых сферах? Есть пока что и желающие учиться, причем способные студенты, да и не все вузовские педагоги разбежались. Многие из нас всей душой любят свое дело и болеют за него. Но кто из очень-очень высокопоставленных чиновников от образования по-настоящему слушает специалистов? Кого из руководящих лиц в нашей сфере вообще интересуют люди? Подчас создается впечатление, что многое из того, что делается под вывеской реформ высшего образования, напоминает приказы, гнавшие на бесполезную смерть десятки и сотни людей. Слишком уж много совершенно очевидных нелепостей и метаний.

Достаточно вспомнить то, что мне лично дорого и наиболее знакомо. Вводят, скажем, такой предмет, как культурология. Вузовские педагоги за счет свободного времени создают многостраничные учебно-методические комплексы и порою за свой же личный счет их распечатывают. Проходят считанные годы - и предмет не нужен. Да это же для сферы образования примерно то же, что оставить без боя добытые большой кровью высоты! Причем такие, которые жизненно важны. И это не говоря о прочих министерских ноу-хау...

Да что тут распинаться? Слушайте Задорнова. Он, хоть и далеко не обо всем, и не у нас, а в соседней России, но говорит об этом. Да и что ни говори, «а пастухи с наивысшим образованием» - это еще не беда. Беда, когда иные седоки на высоких креслах видят в специалистах лишь стадо, коим можно результативно управлять с помощью бичей-указаний, а не здравого смысла.