Ой мороз, мороз...

Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, ng@ng.kz

Особенности запуска холодного двигателя

Сильные морозы озаботили многих автолюбителей. Еще несколько дней назад с машиной особых проблем не было, но стоило температуре воздуха упасть ниже 30 градусов мороза, двигатель почему-то не запускается. Может, для таких случаев нужно применять какие-то особые приемы? Вот что по этому поводу говорит старший преподаватель инженерно-технического факультета Костанайского госуниверситета Геннадий САВЕЛЬЕВ:

- Двигатели современных автомобилей при условии исправности их систем, хорошей зарядки аккумуляторных батарей и соответствующего сезону моторного масла при низкой температуре запускаются без проблем. Наиболее распространенной причиной незапуска двигателя в таких температурных условиях является низкая емкость заряда аккумулятора. Возможно, он уже изрядно износился, либо водитель пренебрег рекомендацией подзарядить батареи с началом зимы.

Бывает и другая причина. Когда автомобиль во время сильных морозов долго стоит «на приколе». В таких случаях от низкой температуры плотность электролита в аккумуляторных батареях снижается, что приводит к падению его энергоемкости. Чтобы этого избежать, во время длительной стоянки советую хотя бы изредка запускать двигатель и давать ему определенное время поработать на средних оборотах. Емкость заряда повышается. Если у вас в гараже есть зарядное устройство, то можно использовать его. Есть еще один вариант. В случае длительных холодов батареи можно снять и занести в теплое помещение. Пригодится и погреб.

Если вы этого не делали, и, несмотря на сильный мороз, у вас возникла необходимость выехать, то прежде, чем включить стартер, включите фары и таким образом дайте возможность активизироваться химическим процессам в аккумуляторах. Пусть фары погорят несколько секунд, потом их выключайте и ставьте ключ зажигания на запуск. Если у автомобиля механическая коробка передач, предварительно нажмите на педаль сцепления и после запуска двигателя держите ее в таком положении до устойчивых оборотов, а затем медленно отпускайте. Впрочем, такие действия не будут лишними и в тех случаях, когда с аккумуляторами все в порядке.

Если двигатель в течение 5-10 секунд не запустился, стартер нужно выключить. После паузы в 1 минуту попытку можно повторить. В случае неудачи попробовать еще несколько раз. Но паузу увеличивать все больше и больше. За это время емкость батарей в определенной степени успевает восполниться. Ни в коем случае не нужно долго «гонять» стартер. В таких случаях токи большой величины могут привести к короблению пластин аккумуляторов, а затем - к короткому их замыканию и выходу из строя электрической части стартера.

Некоторые водители крутят стартер вплоть до его полной остановки. Но с началом замедления его вращения продолжать запуск не имеет смысла. Для того чтобы двигатель завелся, от стартера требуется высокая скорость вращения. Если в первоначальной фазе этого не произошло, с замедлением вращения вероятность запуска резко падает.

Иногда водители во время сильных морозов пытаются завести мотор с помощью буксировки. Не советую. Такая процедура может обернуться дорогостоящим ремонтом. Лучше попробовать завести свою машину от буксировщика с помощью так называемого прикуривателя. Для этого нужно иметь в запасе пару длинных электропроводов в изоляции.

Есть еще одни способ запуска холодного двигателя. Для таких ситуаций сегодня продают специальные аэрозоли. Они впрыскиваются через впускной тракт воздухоочистителя. Но для этого необходимо снять бумажный воздушный фильтр.

Нужно иметь в виду, что двигатель может охладиться не только от большого мороза, но еще сильнее от обтекающего его холодного воздуха. Поэтому в такие дни автомобиль на открытой стоянке советую ставить двигателем с подветренной стороны, а еще лучше - к стенке.