Наступил год радикальных экранизаций

Премьеру первой части дилогии «Утомленные солнцем - 2» ожидают к 9 мая (Фото www.ruskino.ru)

www.izvestia.ru, cinematheque.ru

Осовременят Гамлета, Онегина и Бориса Годунова

В самом конце декабря в Москве состоялось вручение Национальной премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон» за 2009 год. Примерно в то же время популярный у любителей кино сайт www.cinematheque.ru подвел свои итоги, назвав пять лучших российских лент. Интересно, что предпочтения одних и других совпали процентов на 50. Значительную часть этих фильмов мы еще не видели. А «Известия» уже разместили афишу основных премьер 2010 года. Итак, что смотреть стоит.


После раздачи слонов

Лучшим фильмом и лучшим дебютом признан «Волчок» Василия Сигарева, лучшей актрисой в главной роли - Наталья Негода («Бубен, барабан»), лучшим актером - Олег Янковский («Царь»). Приз за лучшую режиссуру присужден Алексею Балабанову («Морфий»).Приз за лучший сценарий достался Алексею Мизгиреву («Бубен, барабан»).

На церемонии было отмечено, что 2009 год стал одним из самых бурных за всю историю российского кинематографа и весьма разнообразным в художественном плане. Среди сотни выпущенных на экраны фильмов есть картины всех жанров - исторические тяжеловесы вроде «Тараса Бульбы», фантастические антиутопии («Обитаемый остров»), боевики, комедии, мелодрамы, триллеры, фильмы для детей. В то же время утвердило свои эстетические позиции новое поколение российских режиссеров, исследующих современную жизнь вне жанровых условностей - почти все они представлены в номинациях «Белого слона».

По версии «Синематеки»...

...душераздирающим был назван кинематографический дебют театральной пары из Екатеринбурга Василия Сигарева (режиссер) и Яны Трояновой (исполнительница главной роли) с фильмом «Волчок». Фильм стал «Специальным событием» на фестивале «Московская премьера». Летом он был отмечен контрольным набором призов «Кинотавра» (главный приз, приз за лучшую женскую роль, приз за лучший сценарий, приз Гильдии киноведов и кинокритиков РФ) и принял участие в конкурсной программе МКФ в Карловых Варах. Впереди «Волчок» ожидает ограниченный прокат и скандалы в прессе. Страшное кино об отношениях матери и семилетней дочери. Впрочем, не страшнее самой жизни.

Жизнь как она есть воссоздана и в фильме «Барабан, бубен». Главная героиня - библиотекарша, которая торгует библиотечными книжками ради прибавки к зарплате. Ее играет после почти 20 лет отсутствия в кино Наталья Негода. Ее нежданное возвращение не только обеспечило ленте известность, но и добавило в картину выразительные тона, которые, наверное, даже не предполагались. Фильм имел резонанс на «Кинотавре», призы на кинофестивале в Локарно.

«Какраки» - самый неожиданный дебют года. Коммерсант Илья Демичев снял кино по собственному сценарию о типаже, который хорошо знаком ему в силу «служебного положения». Михаил Ефремов оказался способен не только тянуть главную роль, но и вызывать искреннее сочувствие к представителю самой непопулярной прослойки населения - чиновнику. Заметные проблемы в лирической части уравновешиваются чувством юмора редкой самобытности и разудалым букетом цепких наблюдений из жизни.

«Сумасшедшая помощь» - у Бориса Хлебникова получилось неудобное кино для отзывчивых людей про удобство безразличия. В картине пять героев - апатичный белорус, отправленный женой и тещей в Москву на заработки, приютивший его полупомешанный пожилой москвич, его странноватая дочь, сходящий с ума участковый милиционер. Пятый герой стоит особняком - это окраинная Москва, жестокая к своим и чужим.

Режиссер фильма «Чудо» Александр Прошкин и сценарист Юрий Арабов - противоположное крыло сегодняшнего актуального кинематографа России. «Отцы» берут несвойственной молодым широтой взгляда на извечные духовные проблемы русского человека.

Интерес Арабова к мистическим происшествиям давно известен, но Прошкин, при всей своей разносторонности, до сих пор не проявлял к ним внимания. И на этот раз казус с провинциальной девицей, пустившейся танцевать с иконой Николая Угодника и окаменевшей после такого богохульства, за которым последовал раскат грома, и простоявшей в полном оцепенении несколько месяцев, любопытен ему не сам по себе, а как повод показать реакцию атеистического государства и общества на инцидент, выходящий за пределы его разумения. У современного человека реакция эта не может не вызвать иронического отношения, и режиссер, подыгрывая зрителю, разворачивает сатирическую панораму советской жизни, взбудораженной загадочным событием. На экране появляются колоритные типы - репортер областной газеты (Хабенский), ее главный редактор, местный священник, уполномоченный по делам религии (Маковецкий) и так далее, вплоть до Никиты Хрущева (Александр Потапов), которого вместе со свитой заносит в этот отдаленный от Москвы край непуганых идиотов.

Ситуация, в общем, понятна: городок наполняется слухами о чуде, являющем угрозу для официальной идеологии, и с этим надо что-то делать.

Афиша-2010

Перед майскими праздниками на экраны страны выйдет первая часть военной диалогии Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2» - «Предстояние». Часть вторую - под названием «Цитадель» - зрители увидят ближе к концу 2010-го. Новая работа Михалкова может попасть на конкурс Каннского кинофестиваля - выход картины в прокат в стране-производителе препятствием не является.

«Поп». Фильм режиссера Владимира Хотиненко и сценариста Александра Сегеня посвящен трагической истории Псковской православной миссии на оккупированных территориях СССР в годы войны. Прототипом главного героя фильма, отца Александра Ионина (Сергей Маковецкий), стал архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Первый показ уже состоялся в минувшем августе в рамках кинофестиваля «Окно в Европу». Затем фильм открывал VII международный кинофестиваль православного кино «Покров» в Киеве. В прокате ожидается ближе к весне.

«Край» («Густав»). Действие нового фильма Алексея Учителя происходит в послевоенные годы в Сибири. Машинист паровоза Игнат (Владимир Машков) - герой войны, дошедший до Берлина, оказывается в поселке ссыльных. И знакомится с немецкой девушкой Эльзой (Аньорка Штрехель)... В фильме также снимались: Вячеслав Крикунов, Юлия Пересильд, Александр Баширов, Сергей Гармаш. Точная дата премьеры неизвестна. Кстати, 2010-й станет для режиссера и продюсера Алексея Учителя прорывом в зарубежный прокат. В Японии увидят «Космос как предчувствие», а в Великобритании и Польше - фильм «Пленный».

 

«Трудно быть Богом»/ «История арканарской резни». Фильм по одноименному роману братьев Стругацких Алексей Герман начал снимать еще в 1999 году. В главной роли Леонид Ярмольник. Станет ли 2010-й очередным годом ожидания или фильм увидят зрители, знает только сам режиссер.

«Дом Солнца». Ретродраму Гарика Сукачева о жизни в 1970-е годы мы ждем уже четвертый год и, возможно, дождемся в марте. Сценарий по повести Ивана Охлобыстина написали сам Сукачев и Наталья Павловская. Среди гонимых обществом хиппи благополучная девушка Саша встречает любовь по имени Солнце. Но реальность оказывается сильнее романтических чувств... «Посмотрев наш фильм, все полюбят друг друга», - говорит Гарик. В ролях - Дарья Мороз, Станислав Рядинский, Светлана Иванова.

«Игла». Ремикс (перемонтированная и дополненная версия) культового фильма 1988 года. Режиссер Рашид Нугманов решил вернуться к самому известному своему произведению - постсоветской саге о наркотиках и любви. В ремиксе режиссер использовал свой киноархив со съемками Виктора Цоя, а также доснял Петра Мамонова, Александра Баширова и других. Звуковой ряд фильма полностью переработан в современном формате Dolby Digital. Премьера в августе.

«Поколение П». Режиссер Виктор Гинзбург снял по культовому роману Пелевина фантастическую комедию с элементами драмы. Или фантастическую драму с элементами комедии. Герой фильма Вавилен Татарский - поэт и типичный представитель «поколения пепси» - становится новомодным рекламным криэйтором. В главных ролях и эпизодах весь цвет нашего кино последнего десятилетия - Рената Литвинова, Михаил Ефремов, Андрей Панин, Андрей Фомин, Владимир Епифанцев, Иван Охлобыстин, Амалия Мордвинова, Константин Крюков, а также Леонид Парфенов и Олег Тактаров. Фильм должен выйти в октябре.

«Гамлет XXI век». 1 апреля на экранах появится осовремененная Юрием Карой версия великой пьесы. 2010-й вообще станет годом радикальных экранизаций. Павел Лунгин готовится к съемкам фильма «Дама пик», молодой режиссер Артем Аксененко под присмотром Федора Бондарчука будет работать над современной версией «Евгения Онегина». Владимир Мирзоев начнет работу над «Борисом Годуновым» - в роли Пимена увидим Михаила Козакова.

Зарубежные фильмы в российском, а значит, возможно и в казахстанском прокате.

В марте ожидается фильм сказочника Тима Бертона «Алиса в Стране чудес» с Джонни Деппом в главной роли. Появившиеся в кинотеатрах рекламные ролики обещают феерическую экранизацию классика английской литературы. В мае зрители попрощаются с большим зеленым троллем - режиссер Майк Митчелл заканчивает работу над фильмом «Шрек навсегда». В июле реализуется «Лондонский проект Вуди Аллена». В главных ролях - Антонио Бандерас и Наоми Уоттс. А в ноябре - очередная серия про бедного мальчика, который учился быть волшебником - «Гарри Поттер и Дары смерти: Часть 1». Вторая и последняя появится в 2011 году.