Рубрики газеты
Форум
drakon
Не обещайте деве юной
Victor Yang: что официанты без зарплаты останутся. Источник:www.ng.kz Это получается, что я должен пить Растворимый Кофе, и ещё Зарплату официантам - Платить... :lol: :oops:
20.09.18 16:45
Victor Yang
Не обещайте деве юной
drakon: У нас просто, хучу -даю чаевые,хочу - нет. Хочу 1% - хочу 50%. Что никто из вас в ресторан - не ходил... Источник:www.ng.kz У нас не так. У нас хозяева боятся, что официанты без зарплаты...
20.09.18 16:36
Елена Пикельная
Преодолеть новые трудности
У нас радостная новость. Частное предприятие из Костаная перечислило 200 000 тенге для семьи Эхнер. Мы уже обналичили их и завтра передадим Ирине. Спасибо за неоценимую помощь!
20.09.18 16:34
drakon
Не обещайте деве юной
Сыкымы: У нас во всех кафешках, ресторанах, барах - так. Источник:www.ng.kz Я спросил - Входят ли 10% в стоимость блюд или их потом накручивают? У нас просто, хучу -даю чаевые,хочу - нет. Хочу...
20.09.18 16:29
Сыкымы
Не обещайте деве юной
drakon: Дора, это как понять? Это не к Доре - вопрос. У нас во всех кафешках, ресторанах, барах - так.
20.09.18 16:22
Перейти в форум »
 
 
Быстрее не бывает
 
 

Не губите мужиков, не губите...

А ведь еще мог летать! Если бы не разруха (Фото Николая СОЛОВЬЕВА)

Евгений ШИБАРШИН

Анатомия развала гражданской авиации в Казахстане: жнем, что посеяли

История с арестом в Таиланде экипажа грузового самолета «Ил-76», нелегально перевозившего оружие, в Казахстане вызвала больший резонанс. Оказалось, что он сформирован в основном из граждан нашей республики. Причем один из них живет в Костанае. Сразу же вспоминается трагический случай с другими костанайскими пилотами. Они также за тридевять земель зарабатывали себе на хлеб, и за желание своей профессией кормить семью заплатили жизнями. Как получилось, что люди, затратившие столько сил, чтобы овладеть летным мастерством, в Казахстане вдруг оказались невостребованными?


Откуда пришла «эпидемия»?

После рыночных реформ не у дел оказались представители многих профессий. В том же Костанае на улицу выбросили тысячи текстильщиков и химиков. Нечто подобное случилось и с гражданской авиацией. Правда, не в обиду будь сказано представителям других отраслей, летную специальность получить гораздо сложнее, тем более не просто стать в этой области хорошим профессионалом. Потому и вызывает удивление пренебрежение уникальным профессиональным потенциалом, которым когда-то располагала наша республика.

Костанайский авиаотряд гражданской авиации имел полувековую историю. Вначале местные авиаторы летали только на маленьких «По-2», потом появились «Ан-2», возившие пассажиров в отдаленные районы области, а затем и «Ли-2», «Ан-24», способные летать далеко за пределы нашего региона. Вместе с ростом числа летных специалистов увеличивался и персонал, обслуживающий технику и полеты. К пику своего развития авиапредприятие насчитывало около полутора тысяч человек.

Но еще в те времена сведущие люди привозили рассказы о необычной структуре авиационной отрасли, которая культивировалась в развитых странах. Оказывается, «загнивающий Запад» давно уже разделил главные производственные структуры аэропортов на самостоятельные предприятия. То есть наземные службы отдельно, управление воздушным движением и радиотехническим обеспечением тоже самостоятельны, и совершенно обособлены летчики с самолетами и техническим персоналом. Когда началась «перестройка» и заговорили о финансовой самостоятельности, и уж тем более после развала СССР и выхода из состава союзного Аэрофлота, руководящий авиационный люд суверенного Казахстана, заразившийся широкомасштабной эпидемией реформирования, решил: «Настал и наш черед».



Сбылась мечта идиота

До середины 90-х годов гражданская авиация республики была объединена в национальную акционерную авиакомпанию «Казахстан ауе жолы» с региональными структурами в областях, имеющими права на владение и управление госимуществом, находящимся в их распоряжении. Включая и самолеты. В Костанае тогда было 12 «Ан-24» и около полусотни «Ан-2».

20 августа 1996 года правительство РК принимает постановление «О мерах по экономической стабилизации гражданской авиации Республики Казахстан», которым региональные структуры названного права лишаются. Из прежней авиакомпании выделяются аэровокзалы с наземными службами и соответствующим имуществом, на базе которых создаются самостоятельные АО, управление воздушным движением и радиотехнические службы объединяются в одно республиканское госпредприятие «Казаэронавигация», а летные отряды и авиатехнические службы всех авиапредприятий объединяются в национальную авиакомпанию «Эйр Казахстан».

Самолеты «Ан-24» у Костаная забирают в «Эйр Казахстан», а из работавших на них 115 летных специалистов и 40 бортпроводников, в новую компанию берут лишь несколько человек. Остальных вместе с 96 пилотами «Ан-2» увольняют.

- Я в это время летал в командировке в Шри-Ланке, - рассказывает командир самолета Геннадий ДЕРБУШ. - Нам присылают телеграмму, что мы уволены. Пришлось самолеты оставить на Цейлоне и домой добираться самостоятельно.

Его коллега - Анатолий СЕМАЕВ - работал в летном отряде на командной должности и тоже остался без любимой профессии.

- Нам сказали: немного подождите, через какое-то время летная работа найдется всем, но мы так ничего и не получили, - вспоминает Семаев.

Как не получили и заработную плату, которую тогда задолжало им костанайское предприятие. Например, пилоту Виктору КОМАРОВУ до сих пор должны 198 000 тенге. По тогдашнему курсу валют это чуть меньше $3 тысяч.

- Я пытался добиться их у руководства, но мне сказали: подожди, нам сейчас керосин для самолетов не на что покупать, - рассказывает Комаров. - Потом обращался в суд. Вначале заплатили 3000 тенге, потом еще два раза по 1000 и сказали, что денег больше не будет.



В болоте коррупции

Получается так, что для реорганизации были и объективные основания. По официальной информации, воздушный транспорт республики в своей деятельности в те годы приносил государству ежемесячно 65 млн тенге убытка. Выход тогда почему-то увидели в структурном переходе на западную модель. Был ли другой выход?

Пилоты до сих пор недоумевают, откуда у их авиакомпании набирались убытки. Бортмеханих Юрий МАЗОНКО, летавший тогда на «Ту-154», арендованном костанайским предприятием, говорит, что их рейсы заполнялись до отказа. Это было время активности «челночников» и переселенцев в Германию. Да и в целом деловая активность в Казахстане была достаточно высокой. В чем же тогда дело?

Ответ на этот вопрос летчики видят в масштабной коррупции. Характерен случай, рассказанный Виктором Комаровым. Он приехал в Бангладеш налаживать работу прикомандированного там костанайского экипажа с самолетом «Ан-24». Они там летали не больше 40 минут в день. Нашли столько работы, что не хватило даже санитарной нормы налета. Комаров попросил представителя местной авиакомпании, через которую костанайцы выполняли заказы, поехать в Алматы и договориться с казахстанским начальством о продлении саннормы. Была возможность загрузить там работой еще один самолет. Как раз в это время в Костанае без дела стоял грузовой «Ан-26».

- Представитель приехал ни с чем, - рассказывает пилот. - На мой вопрос, почему не получилось, говорит, что у него попросили «карманные деньги».

В итоге экипаж простоял, а компания недополучила доходы.

Вряд ли этот случай был исключением. Страна в тот период упорно погружалась в болото коррупции. А в ней, как известно, страдали рядовые люди. Сегодня пилоты называют конкретные имена высокопоставленных чиновников, которые в той или иной степени были связаны с авиацией. Они по-прежнему процветают, а пилоты до сих пор пробавляются случайными заработками.



От одной монополии к другой

Лишь около 25% тех, кто летал до развала, летают сегодня. Причем большинство из них работает только летом на «Ан-2», когда сельчане заказывают для химработ самолеты у двух местных частных авиакомпаний.

Руководители этих предприятий признают, что этих людей хватит не больше чем на 3-4 года. Потом они не смогут летать в силу возраста и здоровья. За годы мыканий по базарным прилавкам или полетам в африканских странах все уже поизносилось. А новых нет. Получается, проблема решается сама собой. По принципу: нет человека и нет проблем. Но Казахстан-то со своей огромной территорией остается. Разве ему не нужен собственный воздушный транспорт?

Судя по тому, что основной упор у нас делается на поддержание аэропортов, в Казахстане оказалось проще иметь только свои аэровокзалы и ждать, когда к нам залетят лайнеры из других стран.

Сейчас в республике более 50 авиационных компаний, но в пассажирских перевозках безраздельно властвует только «Эйр Астана», отдающая приоритет международным перевозкам. Среди ее учредителей есть и государство, но всю политику там диктуют английские партнеры. Похоже, не только в самой компании, но и во всем воздушном пространстве Казахстана. Об этом красноречиво говорит история с переносом германских авиарейсов из костанайского аэропорта в Астану. Да и результаты тендеров на обслуживание других маршрутов у других претендентов тоже вызывают много вопросов.

Могут ли в этих условиях развернуться маленькие частные авиакомпании? Костанайское АО «Авиа-Жайнар», имея свои «Ан-24», хотело открыть пассажирский рейс Астана-Костанай-Челябинск-Екатеринбург. Отправили документы в Комитет гражданской авиации Министерства транспорта РК. Ответа ждут до сих пор. Уже два года. Получается, что, избавившись в свое время от одного монополиста в лице «Казахстан ауе жолы», мы приобрели нового. Причем не обошлось без человеческих жертв.

Самое интересное то, что неразвитость внутриреспубликанских транспортных коммуникаций мешает становлению деловых связей между регионами, усугубляя их автономность. А там недалеко и до политической обособленности. Власти Казахстана наверняка это понимают. Но так и вкладывайте деньги в развитие авиации, эффект от использования которой на казахстанских просторах придет гораздо быстрее, чем от других видов транспорта.


  • Рейтинг: 5.00
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Рейтинг: 5.00 (голосов 8)


Рейтинг статей
Версия для печати
Отправить по почте
Перейти к последним новостям



Материалы номера

Комментарии к статье
Вы не можете отправить комментарий анонимно,
пожалуйста зарегистрируйтесь.

Скорпион
Re: Не губите мужиков, не губите...




Отправлено: 30.12.09 - 13:33 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Браво , Евгений! Не в бровьв в глаз попал..., снайпер однако!!! А то вначале напечатали
(НГ № 52) забугорную статейку о том, что Россия виновата.. Ищете корни проблем у себя. Это еще один пример раздолбайства местной власти.....

Иван Кожедуб
Re: Не губите мужиков, не губите...




Отправлено: 30.12.09 - 22:56 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Действительно обидно. Профессионалы высочайшего класса оказались за бортом в прямом и переносном смысле. Люди, связавшие себя с авиацией смелые и храбрые люди. И обидно вдвойне, что профессионалы должны рискуя собой идти на сомнительные предложения для нормального заработка, соответствующего своей квалификации. Возможно через некоторое время они будут востребованы, как бы наше руководство не опоздало, когда некому будет поднять самолет в небо. И они, погрязшие в коррупции, не ценящие своих работников, окажутся жалкими и беспомощными перед угрозой потери нужных стране специалистов высочайшего класса.

RS
Re: Не губите мужиков, не губите...




Отправлено: 31.12.09 - 09:57 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Ракообразный, ты дурость всякую тут не гони! Как раз ты в своём глазу бревна не углядел. Может возьмём в примеры Саяно-Шушенскую ГЭС, Невский экспресс, дома которые с жильцами летят ко всём чертям от "мешков с сахаром"? Я про Российскую власть не буду плохого говорить. Но делай выводы.... P.S. Всех с наступающим НГ!!!

RS
Re: Не губите мужиков, не губите...




Отправлено: 31.12.09 - 10:00 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Проблемы есть в каждой стране, поэтому не надо выдёргивать отдельные случаи и фразы.

RS
Re: Не губите мужиков, не губите...




Отправлено: 31.12.09 - 10:01 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
А то прямо вокруг все у тебя дураки. Дурак тот, кто утверждает что он не дурак. Помнишь такое?

гость
Re: Не губите мужиков, не губите...




Отправлено: 31.12.09 - 13:06 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Прав Скорпион. RS, поинтересуйся что творится по линии авиадиспетчеров. Там профессионалов тоже стало меньше. А это будет пострашнее, чем уход пилотов профессиональных

Скорпион
Re: Не губите мужиков, не губите...




Отправлено: 31.12.09 - 21:25 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
ты дурость всякую тут не гони! ///Вот кто "гонит пургу"(ногоднюю, то это №3), который собрал все в кучу : и аварию, и подрыв и прочую ахинею.. А ты давай ПО СУЩЕСТВУ поднятого вопроса:Почему эти бедные кустанайские мужики оказались в тюрьме за тридевять земель, а не встречают Новый год со своими близкими??? И на 100% прав Евгений, который ответил ина мой вопрос:"Причем тут Россия в этой запутанной истории с перевозкой оружия(НГ № 52)-?"

гость
Re: Не губите мужиков, не губите...




Отправлено: 02.01.10 - 20:54 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
А как называется то, когда о событиях Казахстана узнаёшь из российских источников? А у нас всё замалчивают, мол всё у нас супер, ничего не происходит.

§ drish67
Re: Не губите мужиков, не губите...
drish67


(Полноправные пользователи)
Сообщений: 128
Регистрация: 15.10.09
Отправлено: 04.01.10 - 23:15 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Нахрена нам небо? Мы на земле то разобраться не можем. А так конечно грусно. :-( Пойду запрягать саоего тулпара.
Профайл




Авторизация

Реклама
  
 

"Нужные деньги"
 
Номер КИВИ-кошелька: 87022672972
 
Номер карты Kaspi-gold: 5169 4931 6818 4102
 
Сейчас на сайте
Гостей: 194
Пользователей: 2
Всего: 196

Вы гость здесь
^ Наверх