Жатва завершена, начался «обмолот» крестьян

Владимир КАТКОВ, ng@ng.kz

Все, как нарочно, сделано для удобства и выгоды перекупщика

В августе, накануне массовой уборки Продкорпорация объявила о намерении закупить около 3 млн тонн пшеницы с клейковиной от 23 процентов и выше по цене 24 750 тенге за тонну. И взяла тайм-аут на полтора месяца. Даже в региональных филиалах пребывали в недоумении от того, какой предоставлен оперативный простор мельницам, элеваторам и перекупщикам.

Долги жмут

Цены свалились в пике: за неделю покупная стоимость тонны пшеницы падала на 1-2 тыс. тенге. На городских мельницах сегодня за тонну пшеницы дают 14 тыс. тенге, в сельской глубинке перекупщики скупают ее по 11-12 тысяч. Несмотря на грозное предупреждение главы области о лишении лицензий, элеваторы продолжают отказывать крестьянским хозяйствам в приеме зерна на хранение, но готовы покупать его по демпинговым ценам.

- Крестьян жмут долги, - говорит глава мендыкаринского крестьянского хозяйства Рысбай МУРАТБАЕВ, - пришло время рассчитываться с кредиторами, вот и вынуждены отдавать плоды своего труда за бесценок. А это - прямой путь к банкротству. Может так и задумано?

По официальным данным, наш регион собрал в этом году немалый урожай. Но что даст он предпринимателям и казне при сегодняшней ситуации с ценами на зерно?

В прошлом году в переходящих запасах на элеваторах Костанайской области числилось 440 тыс. тонн непроданного зерна урожая года предыдущего. В году текущем прошлогоднего зерна, по официальным данным, уже около 1 млн тонн. Это потерянные деньги товаропроизводителей, недополученные бюджетом налоги и проч. Это - банкротство десятков крестьянских хозяйств и средних ТОО. Пик разорения прогнозируется на предстоящую зиму. Уточним: речь, в первую очередь, о крестьянских хозяйствах, каковых в области около 6 000. Много это или мало? «Одноклеточные» засевают около 1,5 млн га областной нивы, то есть, например, в этом году треть всех полей.

Минус 12%

В конце минувшей недели костанайский филиал Продкорпорации наконец напомнил о себе: объявил о начале закупа, но уже по 3 лотам. По заявленным полтора месяца назад 24 750 тенге теперь будут покупать пшеницу с клейковиной от 28%. А вот зерно третьего класса, которого в области более 80% - лишь по 18,5 тыс. тенге. Но это - цена для плательщиков НДС, освобожденные от этого налога крестьяне должны минусовать от назначенной цены 12%.

- По районной погектарной квоте я могу продать государству 50 тонн, - говорит глава Муратбаев. - Но даже их я по такой цене продавать не буду: у меня себестоимость тонны пшеницы на 2 тысячи тенге больше.

- Я на производство тонны пшеницы затратил 17 тысяч тенге, - поясняет карасуский крестьянин Владимир ДРАНЧУК, - знаю хозяйства, где себестоимость тонны и 20, и 25 тысяч. Откуда такие затраты при субсидиях на гектар и солярке по льготным ценам? Но ведь кроме солярки нужны семена, гербициды, удобрения, запчасти, бензин, моторное масло. А цены на них за последние годы выросли в 3 раза. Вот мне весной пришлось заменить «Кировцу» коленчатый вал - 430 тысяч тенге! А потому я даже не интересуюсь районной квотой - есть где зерно хранить, пусть лежит до лучших времен.

И Муратбаев, и Дранчук - опытные агрономы, в советском прошлом - директора совхозов, вся жизнь связана с землей, зерном, но даже они в недоумении от такой «помощи» государства. При этом у них есть емкости для хранения урожая, они не брали кредиты. А что делать остальным? Кстати, на сегодняшний день на элеваторах области лежит лишь 2,2 млн тонн зерна.

Удар зернотоком

По словам начальника отдела обеспечения погрузки и выгрузки Костанайского отделения дороги Розы ИБРАЕВОЙ, на начало нынешней недели погружены 71 900 т зерна нового урожая в 1078 специальных вагонов. В основном перевозки внутри Казахстана и даже внутри области: крупная зерновая компания, владеющая большинством линейных элеваторов, перебрасывает собственное зерно с одного на другой. Небольшое количество пшеницы от общей цифры ушло в Иран и Афганистан. Но в связи с вагонными заторами Иран до 20 октября запретил погрузку зерновозов.

В более тяжелом положении в сравнении с костанайцами оказались соседи из СКО. Они вынуждены плясать под дудку российского монополиста «РусАгроТранса», который втрое повысил железнодорожные тарифы: с 4,7 до 14,18 «зеленых» с одной тонны. А поскольку часть стальной магистрали в СКО принадлежит Южно-Уральской железной дороге, то переброска зерна даже на юг страны становится разорительной.

Пока темпы отгрузки костанайского зерна оптимизма тоже не вселяют, и можно предполагать, что 4 миллиона тонн нового урожая, которые не поступили на элеваторы, лежат в лучшем случае в приспособленных сараях, в худшем - под открытым небом на зернотоках, в ожидании осеннего ненастья. Удар зернотоком для многих, особенно мелких хозяйств, может оказаться несовместимым с жизнью. Остается повторить вслед за крестьянином Рысбаем Муратбаевым: «Может, так и задумано?»

...Сегодня на автотрассах, ведущих в областной центр, можно наблюдать занимательную картинку: за «Кировцем», влекущим тележки с 30-40 тоннами пшеницы, тащится японский джип. В джипе - «асфальтовый крестьянин» сопровождает собранный урожай на городскую мельницу. Второй вариант - перекупщик. Сегодня все сделано под него.

Фото Евгения БАЛКОВОГО