Ямочки, которые не к лицу

Юрий Шкляр - жертва одного из «асфальтовых квадратов»

Ольга ЛИХОГРАЙ

Бюджет заплатил, чтобы нарезать на дорогах Костаная новые ямы, но не платит, чтобы их заделать

Дороги Костаная доводят до истерики водителей и пешеходов. Действия дорожников невозможно объяснить с точки зрения элементарной логики. Все лето город живет с вырезанными неизвестно зачем кусками асфальта. И в нарушение всех СНиПов продолжает жить. Представители фирм-подрядчиков признают, что незалатанным Костанай останется до следующей весны. Чиновники уверяют, что все закатают до конца сентября. В особенностях ямочного ремонта и его последствий для костанайцев разбирались корреспонденты «НГ».

Странная нарезка

Всего пару часов помотавшись по различным районам областного центра, мы обнаружили около двадцати нарезанных специальной техникой квадратов на асфальте. 21 сентября после ночного дождя они были до краев полны водой. В них то и дело попадали автомобили и автобусы.

По ул. Бородина - «прорехи» на ширину улицы, и объехать их невозможно. Одна напротив фабрики АО «Баян-Сулу», другая - на противоположной стороне, прямо возле остановки. Автобусы стараются аккуратно вписаться в карман остановки, но пассажиры все равно отскакивают от разлетающихся брызг грязной воды.

По ул. Победы квадратная дыра в асфальте красуется прямо напротив Центрального рынка. В этом оживленном месте машины и автобусы ухают в яму каждую минуту. Еще одна «нарезка» чуть ниже - на перекрестке улиц Победы-Алтынсарина, недалеко от светофора.

Едем дальше по Алтынсарина, и пока доезжаем до магазина «Березка», ловим еще несколько специально выдолбленных ям. Три из них расположены друг от друга на расстоянии всего нескольких сантиметров, по ул. Алтынсарина, 51, прямо напротив салона штор. Еще две - по обе стороны от двух светофоров. Прямо за одним из них замечаем сломавшийся «Москвич», который встал, едва выехав из ямы.

- Уже полчаса пытаюсь заменить шаровую, которая полетела, как только я наскочил на этот квадрат в асфальте, - показывает сломавшуюся напополам деталь водитель Юрий ШКЛЯР. - Хорошо, что запасная оказалась в багажнике, а так бы пришлось еще кого-то отвлекать, чтобы привезли замену. Я ведь здесь свое рабочее время теряю, мне уже нужно быть в Костанае-2.

Помимо времени водитель теряет и деньги: новая шаровая на его авто стоит около 2000 тенге. На иномарку - куда дороже. Юрий Шкляр недоумевает по поводу разрезанных на куски по всему Костанаю дорог. Говорит, такие же квадраты все лето были в районе КСК. И только дня два назад их стали латать по ул. Герцена.

Едем дальше, и на Гашека видим еще три латки в воде. Самая большая - как раз напротив частного садика «Ак-Ерке», куда идут мамы с детьми. На перекрестке Гашека-Чкалова - огромная вырезка асфальта прямо по центру. Ее не объехать ни справа, ни слева. На перекрестке Чкалова-Маяковского еще одна «дырка», заполненная водой. По Чехова, ближе к Дощанова - аналогичная.

При выезде на маленький мост КЖБИ видим, как «распух» асфальт от недавнего ямочного ремонта. Пару лет назад капитально отремонтированная трасса буквально вздулась буграми в тех местах, где чуть позже проводили заделку ям. По всей видимости, наши оставленные в зиму нарезки спустя сезон-другой будут выглядеть так же.

Устали бороться

- Наш автобус № 27 как раз ходит по ул. Бородина, и все время, подъезжая к остановке напротив «Баян-Сулу», попадает в нарезку на асфальте, - говорит директор ТОО «Жарык Жол-1» (маршруты № 24, № 27) Виктор МУЩИНСКИЙ. - Мы уже в акимат жаловались. Нам ответили, что на заделку всех ям не хватило денег. Возле «Баян-Сулу» сказали, в этом году уже не сделают. Но эти нарезки сделали еще в июле, часть заделали, остальные бросили. Мы уже устали с этим бороться.

Его возмущение разделяет председатель ассоциации перевозчиков Костаная Алексей БОЙЧЕНКО:

- Конечно, это ненормально, что скол сняли, а ямы не заделали. Нам до сих пор обещают, что до конца сентября сделают, но осталось-то всего неделя. У нас вообще ямы иногда странно заделывают: кидают битый асфальт куда попало, как будто это кусок грязи, и даже не укатывают. Как по таким дорогам автобусы пускать? У нас они дорогие, очень сложные в ремонте, запчасти не найдешь. А мы бьем двигатели. Представьте, что автобус сам по себе весит 12 т, плюс пассажиры. Если он при этом попал в яму, что с ним будет?

Наши чиновники, очевидно, таких тонкостей не знают.

В самом деле, дороги у нас и без того настолько разбитые, что добавлять на них ямы специально и вовремя не закатывать просто преступно. Но получается именно так: подрядчики по заказу отдела ЖКХ нарезали специальные квадраты на асфальте, а для их заделки денег не дали.

- По ул. Майлина мы по заданию специалистов ЖКХ нарезали латки, а потом акимат принял решение, что там будут менять трубы, и нам запретили латать, - объясняет заместитель директора ТОО «АБЗ+» Давлет ОМАРОВ. - Дорогу начали полностью перекапывать. По ул. Алтынсарина планировали ямочный ремонт, мы нарезку сделали. Оказалось ям слишком много, и нам сказали пройтись средним ремонтом до ул. Хакимжановой. Но денег для среднего нет. Конечно, мы понесли траты: выгоняли технику, людей, нарезали куски еще в июле.

Омаров говорит, что по Алтынсарина, скорее всего, ямы так и останутся до следующей весны. Их просто забьют сколом.

Куда забрали деньги?

Директор ТОО «Шебер» Владимир ДЕНИСОВ говорит, что заделывать ямы сколом или щебеночным отсевом - себе дороже.

- Такой материал быстро вымывается, он абсолютно не держит воду. Влага проникает дальше и разрушает основание асфальта. Если в этом году мы, к примеру, оставили 50 кв. м нарезки, то весной это будет 150 кв. м, потому что края ямы размачиваются под снегом, и асфальт разрушается дальше.

А ведь именно так заделали ямы на перекрестке улиц Победы-Майлина и от ул. Герцена до ул. Киевской. Денисов считает, в том, что пол-Костаная останется незалатанным до следующей весны, вины подрядчиков нет. ТОО «Шебер» выиграло тендер на проведение ямочного ремонта на 23 200 000 тенге. За эти деньги «Шебер» должен был латать ямы в юго-восточной части Костаная, в границах проспектов Абая-Аль-Фараби. Договор был заключен с 8 апреля по 31 декабря.

- По заданиям отдела ЖКХ мы нарезали поврежденные участки дорог для последующей заделки ям, - говорит Денисов. - Но 14 августа акимат заключает с нами дополнительное соглашение, по которому большая часть денег у нас забирается. На какие цели - нам не объясняли. Из 23 млн 200 тысяч тенге мы успели освоить лишь 5,6 млн тенге, остальное забрали.

После чего получилась картина с разбросанными по всему Костанаю выемками в асфальте, которую до сих пор созерцают жители областного центра. Только у ТОО «Шебер» такие ямы остались на трех улицах - Набережной, Чкалова, Гашека. Сначала их сказали нарезать, а потом забрали деньги. Такой же естественный, по мнению чиновников, отбор средств произошел у других фирм-подрядчиков. Естественно, теперь страдают люди. Куда эти бюджетные средства ушли, не разглашается до сих пор.

- По перечисленным вами улицам выполнены работы по подготовке проведения работ ямочного ремонта, - сообщил «НГ» заместитель начальника ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная» Брали МУРЗАБЕКОВ. - По ул. Орджоникидзе сейчас идет ямочный ремонт. Постараемся все заделать до конца сентября, ну максимум одну-две недели в октябре. Это же в наших интересах быстрее сделать ремонт.

«Стараться» делать дороги в дождливом октябре - пустая трата денег налогоплательщиков. А вот куда ушли предназначенные на латание дорог деньги, мы намерены спросить лично акима Костаная. О том, как он нам ответил (или почнему не ответил) - в следующем номере «НГ».

Фото Николая СОЛОВЬЕВА