Почему ж ты мне не встретился?

Участникам круглого стола предлагали заполнить новые купоны

Галина КАТКОВА

Предприниматели обсуждали вопросы эффективного поиска работников

На прошлой неделе заседанием круглого стола костанайские предприниматели отметили особую дату. Два года назад, как раз в августе-сентябре, мировой финансово-экономический кризис перестал быть и для казахстанцев лишь заочной страшилкой. Его явственными проявлениями стали сокращения работников. Государство немедленно объявило занятость сферой особого внимания. Работодателей обязали постоянно отчитываться о количестве уволенных и принятых сотрудников. Действуют обучающие курсы для безработных. На фоне всего этого невероятным кажется тот факт, что при массе желающих найти работу, на частных предприятиях сейчас полно вакансий.

О социальной ответственности бизнеса

Тема круглого стола звучала так: «Региональный рынок труда. Способы повышения эффективности обмена информацией. Проблемы подбора персонала и способы их решения». Инициативу собраться проявило ТОО «Твой Шанс», поддержанное Ассоциацией содействия предпринимательской деятельности в Костанайской области. Пригласили пообщаться менеджеров по персоналу с частных предприятий, руководителей кадровых агентств и центров, представителей государственной службы занятости... Жалели, кстати, что не предусмотрели представительство из вузов и колледжей.

Интересно, что проблемами подбора персонала озаботилось ТОО, выпускающее газету частных объявлений, о поиске работы и работников в том числе. Казалось бы, чем больше таких объявлений, тем выгоднее для издания.

- Основная цель нашей газеты - помочь читателю достичь результата в поставленной задаче, - обозначила на круглом столе позицию «ТШ» менеджер по анализу и контролю за объявлениями Ирина ПАРХОМЕНКО. - Поэтому и главный принцип - постоянное развитие, чтобы содержание газеты приносило максимальную пользу тем, кто пользуется нашими услугами, читателям. А пока наш анализ показал, что еженедельно в рубрику «Ищу работу» подается до 250 объявлений, в рубрику, где работа предлагается, - около 300. Встречаются же потом к обоюдной пользе единицы. Именно поэтому «Шанс» решил несколько изменить подход к этой части своей работы.

О том, как именно, скажем ниже. Но в целом к самому стремлению действовать эффективнее, максимально учитывая в кризисное время интересы других людей, как раз применимо выражение «социальная ответственность бизнеса».

Нет такой профессии «девушка 25-ти лет»

Наверняка не последнюю роль сыграло и то, что «Твой Шанс», как любая предпринимательская структура, сам испытывает трудности с подбором персонала.

- Кстати, в последние два года они были несколько неожиданными для нас, - признался директор ТОО Сергей МИРОЛЮБОВ. - Первыми на кризис среагировали строительные компании и банки, кредитные отделы которых высвободили значительную часть персонала. И понимаете - мы их потом не нашли, хотя рассчитывали несколько обновить свои кадры за счет высвободившихся банковских сотрудников. Но они как-то, видимо, распылились в массе предложений.

О массе - особый разговор. К сожалению, она сегодня по большей части безлика. Посмотрите объявления. Выработался какой-то особый жанр - сообщая, что ты ищешь работу, обозначить только свои притязания и достоинства, далекие от профессиональных. «Девушка от 25-ти лет согласна на любую работу с оплатой от 100 000 тенге». Текст утрирован, конечно. Но не намного.

Кстати, завышенную самооценку у многих соискателей при скудной информации о своих профессиональных навыках и личностных достоинствах отметила и начальник сектора анализа рынка труда ГУ «Отдел занятости и социальных программ акимата Костаная» Татьяна ВОЛОЧАЕВА.

Одновременно с этим люди не сообщают информацию, которая бы реально могла заинтересовать работодателей.

- По прочтении массы объявлений начинается рутинная работа по выискиванию жемчугов в песке, - рассказывала начальник отдела по развитию человеческих ресурсов ТОО «Твой Шанс» Наталья СУСЛОВА. - Звоним соискателям, просим прислать или принести резюме. Потом наступает время личных встреч, заполнения разработанных нами анкет. Наверняка анкетирование, тестирование - практика, принятая во многих компаниях, где серьезно занимаются подбором персонала. Но это уже второй этап, когда первичный отбор произведен, а именно он отнимает много времени. И вот здесь нужно оптимизировать процесс, потому что большинство соискателей не умеют грамотно составить резюме. Кто-то вообще впервые об этом слышит, кто-то - что не лучше - составляет их под копирку, заодно с товарищами. Читаешь - фамилии разные, а характеристики стереотипные. Выбирать не из чего.

Как выяснилось на круглом столе, к работодателям, которые ищут сотрудников, - свои претензии. Они тоже немногословны по части конкретной информации. Ни графика работы, ни перечня того, что они вкладывают в понятие «соцпакет», ни стартовой хотя бы зарплаты. Вот и приходится тем, кто ищет и кого ищут, перелопачивать тысячи тонн словесной руды. И зачастую бесполезно.

Новые купоны

До сих пор никто не брался как-то структурировать эту стихию. Кадровые агентства в том числе. Хотя на круглом столе ТОО «GMZ Консультант» презентовало свою методику подбора кадров, в основе которой выполнение целевых заказов работодателей. Если в общем, то в соответствии с вашими подробными пожеланиями вам представят не тьму, а небольшое количество отобранных, «просеянных» посредством психологических и профессиональных тестов претендентов. Но это штучная работа. «Твой Шанс» взялся унифицировать массу соискательской информации.

Уже со следующего номера «ТШ» и те, кто ищет работу, и те, кто ее предлагает, должны будут не просто подавать объявления в произвольной форме, а заполнять купоны принятого образца. Купон «Ищу работу», например, предполагает, что в него поместят сведения об образовании (есть ведь вузы, одно название которых как знак качества), специальности, желаемой работе. В этой строке можно коротко оговорить условия работы - в помещении, четкий график и т. д. В купоне обязательно нужно указать свое имя и отчество. То есть фактически вам предлагают заполнить грамотное мини-резюме.

Купон для работодателя тоже достаточно формализован, в нем, например, необходимо обозначить юридический статус, чтобы соискатель четко знал, от какой структуры (ТОО, ИП, ГУ, частное лицо) исходит предложение о найме.

Для кадровых агентств и центров создана дополнительная рубрика «Предлагаю работу. Агентства».

На круглом столе авторы инициативы провели по ней экспресс-опрос участников. Не все, но большинство сошлись на том, что это полезное начинание.

- На российских сайтах, в изданиях это принято не первый год. Хорошо, что начало положено и у нас, - сказала менеджер по персоналу ТОО «Стофарм» Оксана ТИТОВА. - Работа по прежним объявлениям действительно малопродуктивна и затратна к тому же. Люди ведь нередко дают только сотовые телефоны. Звонков порой приходится делать десятки. И я уже привычно начинаю с того, что к нам довольно сложно добираться общественным транспортом. Многие с учетом этого сразу отказываются. А если такая информация будет в купоне - отбор какой-то можно делать сразу.

Опыт «оттуда»

Участники круглого стола обменялись собственным опытом о том, как в разных компаниях работают кадровые службы. Звучала информация, правда, пока приблизительная, об опыте зарубежном. Речь зашла, например, о Германии, где, покидая старое место работы, человек уносит с собой характеристику. И на новом о ней обязательно спросят. Написана она корректно, но кадровики в ней читают не только явное, но и тайное. Устойчивые формулировки, которые являются своеобразным кодом, на непросвещенный взгляд, абсолютно корректным. Допустим, «он работал эффективно» - написано о действительно хорошем работнике. И «он старался работать эффективно» - о раздолбае. Это, конечно, очень вольный перевод. Но принцип ясен. Коды, естественно, разнятся по отраслям и не выдаются. В Германии также широко используются рекомендательные письма, формализованные чуть не на госуровне резюме, обязательные для заполнения. Причем важно, что изложенному во всех этих бумагах можно верить. А это уже следствие устоявшейся культуры в деле поиска и найма персонала. Мы только начинаем идти по подобному пути.

Кстати, сотрудники ТОО «GMZ Консультант» пообещали германский опыт изучить на языке оригинала и потом, возможно и через «НГ», ознакомить с ним предпринимательскую общественность.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА