Венецианские львы выбирают войну

Кубок Вольпи в руках Ксении Раппопорт, снявшейся в итальянском триллере

Spletnik.ru, kommersant.ru, rg.ru

Приз старейшего в мире кинофестиваля получила российская актриса

Он прошел уже в 66-й раз. По-прежнему на острове Лидо. По-прежнему с красной дорожкой и фанфарами. Но при этом в окружении строительных лесов и заборов - на смену старому Дворцу кино, открытому еще Муссолини в 1937 году, в Венеции возводят новый Палаццо. Впервые за последние 18 лет смотр открылся итальянским фильмом. Оскаровский лауреат Джузеппе Торнаторе представил ленту об истории нескольких поколений одной сицилийской семьи «Баария», снятую полностью на сицилийском диалекте. Но победили на фестивале не итальянцы.

Четыре и четыре

Интересно, что за день до награждения в газете «Коммерсантъ» кинокритик и член жюри ФИПРЕССИ Андрей ПЛАХОВ, затрудняясь назвать фаворитов этого кинофеста, фактически назвал победителей.

- В первой половине фестиваля было много достойных, а иногда даже восхитительных фильмов, - писал Плахов,  - и все удивлялись ловкости директора Марко Мюллера, ухитрившегося переплюнуть Канн и собрать суперпрограмму из рекордного числа названий - 25. Во второй половине стало ясно, что переплюнуть не удалось: уровень конкурса снизился. Появились необязательные картины...

Самые значительные из последних показанных картин - израильский «Ливан» Самуэля Маоза и иранские «Женщины без мужчин» Ширин Нейшат. Обе посвящены военным конфликтам прошлого: ливанской войне 1982 и американскому путчу в Иране 1953. В израильском фильме все увидено через оптический прицел танка, в котором безвылазно обитает «экипаж машины боевой» - четверка главных героев, мучительно привыкающих к жестокому абсурду войны.

В центре иранского фильма, наоборот, четыре женщины. Вообще-то он даже не иранский: его сняла живущая в Америке известная художница видеоарта по роману, запрещенному в Иране, а сыграли в нем актрисы разных кровей, включая анорексичного типа венгерку в роли умирающей проститутки. Да и вряд ли хоть одна из гражданок Ирана рискнула бы обнажиться перед камерой. Визуальная феминистская поэма разыгрывается на фоне событий путча, который во многом предопределил радикализацию Ирана и его ненависть к Америке. Кино, интеллектуально очень любопытное...

Это было написано 11 сентября, а 12-го стало известно, что «Ливан» взял «Золотого льва», а «Женщинам без мужчин» досталось серебро киносмотра.

- Я посвящаю эту награду тем, кто, как и я, вернулись с войны целыми и невредимыми, но остались навсегда ранены изнутри, - сказал на церемонии награждения Самуэль МАОЗА.

«Ливану» зрители безостановочно аплодировали в течение 15 минут.

Мужчина и женщина

Награду за лучшую мужскую роль получил британский актер и любимчик женской аудитории Колин Ферт (вспомните его в «Дневнике Бриджит Джонс»). В дебютном фильме американского модельера Тома Форда «Холостяк» Колин сыграл профессора университета, тяжело переживающего гибель в автокатастрофе своего партнера. 

А лучшей актрисой признали россиянку Ксению Раппопорт, которую итальянцы, похоже, пылко полюбили. Недаром она даже вела в прошлом году церемонию награждения на 65-ом Венецианском фестивале. Сейчас она стала лучшей за роль эмигрантки-горничной из Словении в фильме «Двойной час». Ферту и Раппопорт досталось по Кубку Вольпи - в Венеции ими отмечают лучшие роли актеров.

Кстати, лучшему Рокки всех времен Сильвестру Сталлоне достался специальный приз «Признание за творческий вклад в кино».

Снова лимита, но в триллере

Сначала Ксения РАППОПОРТ сыграла гастарбайтершу в «Незнакомке» Джузеппе Торнаторе, да так, что получила  за роль высший итальянский актерский приз Давида Донателло. Потом были «Итальянцы», потом «Двойной час»... «Российская газета» интервьюировала актрису Санкт-Петербургского драматического театра в фестивальной Венеции.

- Ксения, вы завоевывали Италию или Италия вас?

- Нет, у нас без войны все произошло. По взаимной симпатии, слава богу. Мне здесь предлагают исключительно качественные сценарии. Может быть, этим и объясняется, что в последнее время в Италии я снимаюсь больше, чем в России. Но это не значит, что я хочу стать итальянской актрисой и переехать сюда жить.

- Вам не привыкать играть «понаехавших»: то украинка Ирена в «Незнакомке», то эмигрантка Соня из Любляны в «Двойном часе». Вам не боязно стать актрисой одной роли? Такой характерной актрисой...

- Нет, я ведь сама выбираю. Хотя такова актерская доля: и нас выбирают. Один из самых известных и успешных на сегодняшний день итальянских комедиографов Джованни Веронези, посмотрев «Незнакомку», при встрече сказал: «Вы абсолютно комедийная актриса». В ответ на такое заявление я, конечно, не могла не откликнуться. В итоге снялась в «Итальянцах», картина в Италии имела большой успех.

- О чем ваш третий итальянский фильм «Двойной час», который сейчас представлен на Венецианском фестивале?

 - Его название трудно точно перевести на русский. У них есть такое понятие, когда на часах 22:22, грубо говоря, время Х. Тотальное совпадение. Для этого в итальянском есть особое выражение: la doppia ora. Это первый фильм Джузеппе Капотонди, до этого он занимался только рекламой.

- А вы там что сыграли, про что?

- Поскольку это «фильм-нуар», то рассказывать ничего нельзя, иначе неинтересно будет смотреть. Во-первых, я сыграла блондинку. Там есть три серьезных превращения личности. Будто из личинки в куколку, из куколки в бабочку и... крылья у бабочки отвалились.

- Ксения, вам приходилось сталкиваться с типичными стереотипами в представлениях итальянцев о русских?

- Столкнулась с одним-единственным: в ноябре-декабре мы снимали в Триесте, на севере Италии. Был жуткий ветер. Я очень мерзла, а они все удивлялись: как же так, ведь русские не мерзнут... Они же такие морозоустойчивые.

- Чем отличается работа на съемочной площадке в России и в Италии?

- Представим: подходит конец рабочего дня, но недоснят кусок сложной сцены. В России на съемочной площадке даже не встает вопрос, чтобы прервать процесс, поскольку всем понятно, что на следующий день артистам труднее поймать заново эту атмосферу, ту же энергию.

В Италии же все останавливается. А если действительно нет возможности доснять завтра, то начинается «совет в Филях»: собираются представители всех профсоюзов - гримеров, техников, костюмеров - и долго обсуждают, сколько им должны заплатить за переработку. Но при этом в Италии не может быть, как у нас: ты приезжаешь в 6 утра на съемки в чисто поле, а там еще ничего не готово, только ты и водитель, и нужно еще минут сорок, чтобы все собрались.

- Хороший прокат у «Незнакомки»?

- Замечательный. Ее даже дважды возвращали на экраны.

- Ваши поклонники были счастливы, когда вас пригласили вести торжественные церемонии Венецианского фестиваля. Будто Россия медаль на чемпионате Европы завоевала. Ваша жизнь после этого как-нибудь изменилась?

- Чуть больше стали интересоваться мной какие-то издания в России. А жизнь, как жизнь, не изменилась.

- Как кто-то заметил: не может быть русской или итальянской таблицы умножения... А что надо сегодня современному актеру, чтобы быть успешным не только в России?

- Я даже не знаю, что надо сделать, чтобы быть успешным хотя бы в России. И вообще что такое успешный.

Особый горизонт

В основной конкурсной программе фестиваля российских лент не было. Но в программе «Горизонты» Россия присутствовала альманахом из пяти киноновелл о любви «Короткое замыкание» и документальным фильмом Александра СОКУРОВА «Читаем блокадную книгу». Лента была показана именно 8 сентября. И режиссер на один день приехал в Венецию, чтобы представить фильм публике. Фильм создан Сокуровым совместно с командой петербургского канала «100ТВ». В картине жители современного Петербурга - первоклассники, курсанты, заслуженные артисты - в студии перед микрофоном читают отрывки из знаменитой «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина.

- Я полагаю, что для европейского зрителя посмотреть эту картину так же важно, как и для русского, - сказал Сокуров о своем фильме. - Мы все прекрасно понимаем, что люди не обречены на сочувствие, на историческую память...  Когда-то абсолютный злодей Наполеон и был абсолютным злодеем. Прошло некоторое время, и Наполеон перестал быть злодеем, сотни тысяч людей, которые были погублены в результате его амбициозных планов, эти мертвецы оказались забыты. Наступает черед Гитлера. Так же забудут, начнут говорить, что он что-то там создавал.

Люди не обречены на гуманитарную память, если не создаются особенными усилиями, волей, настойчивостью, маниакальной настойчивостью произведения, которые постоянно напоминают людям о том, что прощать преступление невозможно. Своеобразие этого фильма заключается в том, что советские люди, согбенно простив и приняв тоталитарный режим внутри страны, принципиально и окончательно отказались принимать внешнюю угрозу. Уникальность России, хорошо это или плохо - не знаю, заключается в том, что народ никогда не прощал внешней силы и не принимал иных мотивировок, кроме защиты Отечества.

История с блокадой показывает, что мы не знаем цены этой своей устойчивости. Мы готовы за небольшой кусочек земли - территории города, который назывался тогда Ленинградом, заплатить сначала сотней тысяч жизней, потом - миллионом, потом - вторым миллионом. Картина показывает, какой это народ.

Фото www.spletnik.ru