От «Бешеных псов» к «Бесславным ублюдкам»

Тарантино считает, что в фильме свернул налево от исторической правды

Izvestia.ru

Тарантино снял фильм о Второй мировой войне, в котором нет русских

21 августа в прокат - фактически одновременно по всему миру - вышел фильм Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки». Корреспондент «Известий» после пресс-просмотра на последнем Каннском фестивале свидетельствовал, что аплодисменты и приветственные вопли стали раздаваться не на финальных, а уже на вступительных титрах. Спустя пролетевшие как миг два с половиной часа аплодисменты раздались снова, но уже немного растерянные. «Однажды Францию оккупировали немцы», - сообщает Тарантино в начале своего фильма и дальше рассказывает о том, как мог повернуться ход войны, если бы придуманные им персонажи существовали на самом деле.

Пит громит фашистов

Его герои - это Inglourious Basterds - «бесславные ублюдки»: отряд еврейских и американских мстителей во главе с лейтенантом Альдо Рейном (Брэд Питт). Они неуловимы, бесстрашны и жестоки настолько, что перепуганные немцы склонны считать их мистическими пришельцами.

Еще в этой истории есть еврейская девушка Сюзанна Дрейфус (француженка Мелани Лоран). Изысканный бонвиван, полиглот, безжалостный истребитель евреев и при этом весьма расчетливый тип - эсэсовский полковник Ланда (австрийский актер Кристоф Вальц). Сотрудничающая с британской разведкой немецкая кинозвезда Бриджитт фон Хаммерсмарк (в этой роли снялась современная немецкая кинозвезда Диана Крюгер). Героический фашистский солдат, «сокровище нации» Фридрих Золлер (прославившийся в «Гуд бай, Ленин» немецкий актер Даниэль Брюль). И еще десяток знаменитых исполнителей разных национальностей, изображающих в том числе лидеров Третьего рейха.

В подвиги банды «ублюдков» вплетается любовная история, точнее, история безнадежных ухаживаний героического немецкого солдата Фридриха Золлера за француженкой еврейского происхождения Сюзанной Дрейфус - владелицей кинотеатра. Она, в свою очередь, влюблена в своего киномеханика - черного красавца Марселя (Жак Идо). Хитросплетения сюжета приводят к тому, что вся гитлеровская верхушка оказывается в один прекрасный вечер 1944 года в кинотеатре, принадлежащем Сюзанне, чтобы присутствовать на премьере фильма, снятого про подвиг «сокровища нации» с ним же в главной роли... А где, по мнению синефила и «видеотечной крысы» Квентина Тарантино, могут произойти события, которые изменят ход истории? Конечно же в кинотеатре.

В «Бесславных ублюдках» есть все, за что мы любим тарантиновское кино. Бешеный ритм (держать зрителя два с половиной часа, да так, что никто и не вспомнил о времени, мало кому дано). Искрометные диалоги. Выдающийся саундтрек. Немалая доля абсурда. Актеры, играющие так, будто каждый из них долгие годы занимался по системе Станиславского. И главное - глубокий смысл, проступающий через захватывающий экшн.

Да, история не знает сослагательного наклонения, но когда это «если бы» произносит большой художник, можно поверить во многое. В то, например, что кинематограф своей силой и жертвенностью способен уничтожить зло. Собственно, именно это - в метафорическом смысле - и происходит в фильме.

Русских нет - «забавная история»

Вопрос об их отсутствии корреспондент «Известий» задал самому Тарантино. После Каннского фестиваля, на котором «Бесславные ублюдки» без призов не остались. Полковник СС, полиглот и острослов, блистательно сыгранный австрийским актером Кристофом Вальцем, - по мнению жюри, лучшая мужская роль.

- В «Бесславных ублюдках» представлены буквально все страны, принимавшие участие во Второй мировой войне: немцы, французы, американцы, итальянцы, англичане... Про русских почему забыли?

- Я искренне приношу свои извинения, что русских нет в фильме. Я понимаю, что с точки зрения истории это несправедливо. Но так уж получилось... Знаете, это забавная история. В первоначальном сценарии Фридрих Золлер (по фильму - герой Даниэля Брюля, который прославился, в одиночку уничтожив более трехсот врагов, а потом сыграл в пропагандистском фильме о самом себе) сражался с русскими. И сидел он не в башне, а на колокольне. Я даже подумывал, не пригласить ли мне Никиту Михалкова на роль русского генерала, который пытается подорвать эту колокольню. Но потом я решил изменить сценарий. Все-таки мой фильм рассчитан, в первую очередь, на американскую аудиторию, и мне было важно, чтобы зрители в США воспринимали персонажа Брюля более остро и болезненно. Он же выглядит как романтический герой, а мне нужно было, чтобы они смотрели на него как на солдата, убившего триста их соотечественников. Я хотел задеть чувства американцев и из-за этого убрал из сценария русских.

- С чего началась работа над «Ублюдками»?

 - Мне хотелось снять картину о «плохих парнях на задании». А потом я стал писать сценарий, придумал героев, которых вы видите в фильме, и некоторые сцены, которые попали в картину, но при этом у меня была совершенно другая история. Причем сюжет все разрастался и разрастался, пока я не понял, что это больше не полнометражный фильм, а мини-сериал. Тогда я отложил почти законченный сценарий в сторонку, снял «Убить Билла» и снова решил вернуться к этим героям. Но я понял, что мне нужна другая история. Тут-то и возникла идея о премьере фашистского фильма и о заговоре антифашистов, которые хотят взорвать кинотеатр.

- Вы утверждаете это в фильме и повторили то же самое на пресс-конференции, что сила кинематографа может менять мир. У вас есть конкретные примеры?

- Да, чтобы далеко не ходить, приведу вам самые свежие примеры. Документальный фильм Альберта Гора «Неудобная правда» заставил людей всерьез задуматься о проблемах изменения климата. А «Страсти Христовы» Мела Гибсона напомнили всем католикам, что Пасха - не только радости Светлого воскресенья, но и ужасы Страстной пятницы, о чем многие просто забыли.

- Ваши фильмы повлияли на ход истории?

- Не дело курице говорить о супе, в котором она варится. Но, наверное, я могу сказать, что с тех пор, как я стал снимать кино, диалоги стали чуть менее книжными и чуть более веселыми. После меня американское кино заговорило по-новому.

«Бить расизм в любых обличьях»

- Квентин, почему вы так увлечены Второй мировой войной?

- Я никогда не считал себя фанатом военной темы. Но фильмы о войне смотрел с удовольствием. Десять лет назад, когда начал работать над сценарием «Бесславных ублюдков», чуть с катушек не съехал. И взгляды на очень многое в жизни переменил. Вторая мировая война была замешена на расизме для каждой из стран-участниц - в той или иной степени. Я говорю не только о нацистской идеологии и уничтожении евреев. Я говорю и об американской армии, которая высадилась в Европе, чтобы сражаться за расовое равенство, будучи сама насквозь сегрегирована. Такая огромная уродливая, неудобная правда. И хотя я собирался снимать просто крутую приключенческую историю, понимал, что без четкого мнения о войне не обойтись. Моя позиция давно и бесповоротно определилась: бить расизм в любых его обличьях! Мой лозунг: убей фашиста! Сделай ему плохо, хуже, чем он сделал бы тебе! У меня зреет в голове целая боевая трилогия, и если все сбудется, то в третьей серии «ублюдки» окажутся на американском Юге и будут сражаться с ку-клукс-кланом.

- Как вам пришла в голову идея переиграть историю и разом убить Гитлера, Геббельса, Бормана и Геринга?

- Попробую ответить не прямо, а косвенно. В фильме есть момент, где история идет одним путем, допустим направо, а я иду другим, допустим, налево. Классическая сказочная развилка. Мои герои меняют ход войны. Было это в реальности? Конечно, нет, потому что моих героев просто не существовало. Но если бы они были - точно бы задали трепку нацистским главарям.

- А «Иди и смотри» Элема Климова вы видели?

 - Я все знаю про этот фильм. Но специально не смотрел ни его, ни «Армию теней» Жан-Пьера Мельвиля, чтобы не подпасть под их влияние.

- Вторая мировая война остается злободневной и болезненной темой для России. Вы же трактуете войну как приключенческий полигон, где все дозволено. Кто-то даже запустил выражение history-light. Не опасаетесь негативной реакции части аудитории?

- Я делаю свое кино, не оглядываясь на традиции и запреты. Мои фильмы - не чистые комедии, они часто затрагивают серьезные вещи. Но я люблю насыщать их шутками. Если бы их не было, публика бы тут же засомневалась: а Тарантино ли это? Я не собираюсь снимать чистенькое, дистиллированное кино только для того, чтобы кому-то угодить. Это мое кино, и вы вправе любить его или не любить.

Прямая речь

Диана КРЮГЕР, исполнительница роли Бриджит фон Хаммерсмарк:

- Все дети, обучающиеся в немецких школах, обязаны посетить концентрационный лагерь - для того, чтобы иметь представление о том, что случилось в их стране в середине прошлого века, и чтобы этот ужас никогда больше не повторился. Каждое поколение на протяжении последних 60 лет выросло под бременем ответственности за совершенные в прошлом злодеяния. Я думаю, что большинство немцев своими руками бы убили Гитлера, предоставь им такую возможность. Поэтому я уверена, что из всех европейских стран именно в Германии наш фильм соберет самую большую аудиторию.

Фото www.cinema.ru