Пробовать нужно профессиональнее

Отклик на статью «Домашний дух магазинных пельменей» («НГ» №7 (255) от 15 февраля 2007 года)

С интересом прочитали, а затем обсудили эту статью. Ведь в ней затрагиваются профессио­нальная гордость, репутация, престиж. Мы уверены, что подобные чувства испытали все те, о ком шла речь в настоящей статье. Пять лет продукция торговой марки «Крайс» признаётся лучшей и занимает только первое место  в различных конкурсах, наша продукция занимает самую большую долю на рынке полуфабрикатов. Мы имеем многочисленные благодарности потребителей. Поэтому содержание статьи стало для нас полной не­ожиданностью.

Тем не менее, мы рады её появлению. Хотя бы потому, что на прилавках  появляется  всё больше недоброкачественной продукции. Хотелось бы, чтобы с помощью подобных экспертиз ей был поставлен заслон. Но, с нашей точки зрения, это возможно при соблюдении двух условий: во-первых, экспертиза должна быть независимой, во-вторых, она должна быть профессиональной и компетентной. Для этого существуют официальные государственные структуры, в частности, госнадзор. Инициаторы же экс­пертизы пельменей в «НГ» нарушили сразу оба условия.

Практически одновременно подобная дегустация была проведена и в нашей компании. Такие мероприятия у нас являются постоянными, проводятся неофициально и призваны контролировать качество нашей продукции и продукции конкурентов. В нашей экспертизе участвуют не менее восьми незаинтересованных экспертов, они не знают, чью именно продукцию пробуют. 

В дегустации изучалась продукция пяти ведущих фирм. Мы не будем на­зывать  торговые марки, отметим только, что «Крайс» занял первое место. И эти данные резко противоречат результатам экспертизы «НГ», что нас настораживает.

Возможно, дело в некомпетентности «независимых экспертов» «НГ». Проведение подобного мероприятия является делом непростым. Например, чтобы объективно оценить вкусовые качества, необходимо каждый пельмень запить свежей водой, чтобы вкус конкурирующих продуктов не смешивался между собой. Целый ряд обязательных условий применяется к процессу варки. Особый вопрос - количество, состав и компетентность экспертов.

Одним словом, процесс дегустации требует специальной подготовки. Если собрать 2-3 группы общественных экспертов, совпадут ли результа­ты каждой из групп? Нет! Зато результаты нескольких профессиональных дегу­статоров совпадут всегда. Причина в том, что их выбор лишён тех или иных вкусовых пред­почтений. Непрофессионал руководствуется своими предпочтениями.

Как же сделать публичную экспертизу легитимной, такой,  чтобы ей можно было доверять? Во-первых, подобные мероприятия нужно проводить с соблю­дением установленных технологических норм, правил и процедур. Во-вторых, акция должна быть прозрачной, а не подпольной. Элементарная этика требует известить произ­водителей исследуемой продукции о предстоящей экспертизе, пригласить предста­вителей компаний, чтобы они стали свидетелями прозрачности проводимого мероприя­тия. Вот тогда недоразумения будут исключены, а само мероприятие пойдет на пользу и производителям, и потребителям полюбившейся продукции.

Коллектив сотрудников компании «Крайс» - СУХИН А.В., ШЕТЛЕР М.А., ГОНЧАРЕНКО В.Л., всего 39 подписей