Чему учиться у заграницы?

Юрий БОНДАРЕНКО

Я не юрист и потому не стану с высоты своей частной изгороди судить профессионалов, которые выступали на круглом столе по вопросам права, проведенном недавно  в Костанае партией «Нур Отан». Хотя кое-что и лично для меня, бесспорно, было интересно - и теоретические выступления, и сообщение о местных социологических исследованиях, и проблемы малого бизнеса, включая и  неурядицы на таможне.

Но на одном моменте не могу не остановиться. По ходу одного, самого по себе добротного доклада нам продемонстрировали два показательных  видеоролика. Совершенно замечательно,  что это было сделано. А вот то, что они должны бы восприниматься как эталон, мне, да и не только, показалось, мягко говоря, сомнительным.

Правда, ролики аж из самой Америки... Но они столь незамысловаты, что передать их суть словами не так уж трудно. Итак, первый ролик. Молодой работник. К нему подходит Хозяин  и вручает конверт. Парень, открыв последний, обнаруживает, что заплачено маловато. Обращается к Хозяину. Тот начинает своевольничать. Но появляется Хороший дядя и заставляет Хозяина заплатить парню, сколько положено. Вывод: надо знать свои права. Второй ролик - и того проще. Перед нами люди разного роста, возраста, различных национальностей и вероисповеданий - целый ряд. И надпись на английском, гласящая о том,  что у нас все равны в правах.

Ролики эти почему-то мне живо напомнили Остапа Бендера, организовавшего платный осмотр ущелья и уже «не остаповскую» продажу воздуха, «закатанного в консервные банки», плюс иные «методические и прочие рекомендации, рассчитанные разве что на троглодитов или малюток ясельного возраста. Мол, вы, убогие аборигены Азиопии, принимайте от нас, как высший дар, учение о том, как по-современному вытирать нос, чесать затылок, застегивать брюки и жарить яичницу. И познайте великую истину о том, что ноги даны человеку для того, чтобы ходить, бегать, крутить педали, нажимать на акселератор или тормоз, а уши - чтобы впитывать наши мудрые наставления!»

И бог бы с ними, с роликами, если б наши новации в сфере образования (да и только ли?) не напоминали продемонстрированные видеоролики? Видные государственные и окологосударственные мужи и дамы срываются с мест. Колесят по заграницам. И привозят нам, сирым, великие откровения о том, как перекраивать (эх, раз, еще раз, еще много, много раз!) то, что еще осталось от нашей собственной системы образования, от нашей старомодной системы ценностей, когда  «успех» любой ценой, успех независимо от того, что сделано, вроде бы и не заслуга, а наоборот. И нам, как вождям былых времен, чьи прелестные жены укрывались лишь парой листочков, всучивают с апломбом стеклянные бусы, убеждая, что те обладают непреходящей ценностью...

Нет, я не квасной или кумысный патриот. Я убежден, что и у ближних, и у дальних соседей нам есть, чему учиться. Есть у них и высокие технологии, и культура быта, и умение ценить человеческий труд. И масса конкретных ноу-хау. Но стоит ли забираться в дальние дали мыслью и телом для того, чтобы узнать, что «дважды два - четыре!» и что есть надо ртом, а не ушами?

«И нам, как вождям былых времен, всучивают с апломбом стеклянные бусы»