Что мы смотрим и читаем?

Михаил ГРИШКОВ

Казахстанское информационное поле можно сравнить с резервуаром, в который вливаются несколько информационных потоков. Самый мощный из них - российский с высокопрофессиональными телепрограммами, ретрансляцией ряда радиостанций, газетами, имеющими устойчивого читателя.

Как бы ни было обидно государственным СМИ, но российские телепрограммы интереснее, зрелищнее и оригинальнее казахстанских. С этим казахстанские телевизионщики давно смирились и живут по остаточному принципу, подбирая (в смысле аудитории) то, что остается от россиян.

Можно сказать,что здесь принцип вторичности стал нормой и никто даже не пытается роптать: мол, все равно выше головы не прыгаешь.Более того, ушлые телевизионные деятели берут тот же «Первый канал», вставляют в него свои новости, кроя его по своему усмотрению, и выдают под логотипом «Евразия». А на газетных лотках лежат другие образцы вторичности казахстанской журналистики: «АиФ-Казахстан», «Известия-Казахстан», «Новая газета-Казахстан» - это так называемые вкладыши, когда в популярные российские издания местные журналисты вкладывают свою продукцию. Человек покупает «АиФ» или «Известия», открывает газету, а там своеобразный довесок - так в советское время продавцы избавлялись от неходового товара. Называлось это «продажа с нагрузкой». Точно так же и телеканал «Евразия»  впихивает свои новости и передачи в качестве обязательной нагрузки к популярным российским программам. А ведь это та самая вторичность, неспособность выпускать свои газеты и создавать свои телепрограммы. С точки зрения бизнеса - блеск. С точки зрения журналистики - позорище. Не секрет,что большое количество людей вообще не смотрят казахстанское ТВ, либо это делают крайне редко.

Посмотрите,что мы смотрим, слушаем и читаем! Кроме пяти-шести газет («Время», «Караван», «Республика», «Свобода слова», а из местных - «Наша Газета»), ничего больше и нет. И это лучшее, что издается в Казахстане и пользуется спросом у казахстанцев. Однако они постоянно находятся под угрозой разорения по судебным искам. Ну не любят у нас тех, кто высовывается! А в области телевидения, которое является основным источником информации, не за горами, когда последний казахстанец поставит спутниковую тарелку и начнется эра казахстанского телевидения без зрителя. Ведь на казахстанском ТВ нет серьезных, острых публицистических и объективных программ. Вся их нынешняя информационная политика - это политика ограничений и запрета. Если это называется государственной информационной политикой, то тогда что такое информационный абсурд?

Но мир изменился, люди не хотят потреблять идеологическое пойло, когда есть альтернативные источники. При такой государственной политике Ак орда в конце концов потеряет информационный контакт с народом. То, что будут говорить в Ак орде, не будут слышать люди. То, что будут говорить граждане, не будут знать в Ак орде.

«С точки зрения бизнеса - блеск. С точки зрения журналистики - позорище»