Как лучше промыть форсунки?

Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, ng@ng.kz

Крогда машина больше ест

Преимущества инжекторной системы питания в двигателях автомобилей современных марок неоспоримы. Но есть в них одно слабое место - форсунки. Они засоряются, и процесс распыления топлива нарушается. Что делать: покупать новые или их достаточно прочистить? На этот вопрос отвечает старший преподаватель инженерно-технического факультета Костанайского госуниверситета Геннадий САВЕЛЬЕВ:

- Возможно, придется покупать новые. Однако это крайний случай. Можно обойтись и без замены. Но для начала нужно провести точную диагностику.

Если вы заметили перебои в работе двигателя, то причина не обязательно в форсунках. Причины в таких случаях могут быть разные. Форсунки - основной исполнительный элемент инжекторной системы питания, но они работают в том режиме, который задает им электронный блок управления. А тот исходит из сигналов, поступающих к нему от датчиков, которые контролируют другие системы двигателя. Случится там неисправность, и блок управления обязательно внесет свои коррективы в количество топлива, подаваемого на форсунки, что в свою очередь скажется на режиме работы мотора. Например, увеличатся обороты холостого хода. Поэтому не спешите с выводами, а лучше обратитесь в мастерскую. Опытные мастера обычно знают особенности поведения различных марок автомобиля, их тонкие места, и, получив от вас полную информацию о пробеге и проводимом ранее техническом обслуживании, могут с большой степенью точности найти неисправность.

Что касается форсунок, то их конструкция имеет большой ресурс. Но, учитывая качество топлива, которое используется в нашем регионе, и то, что многие автолюбители приобрели подержанные машины, вероятность выхода из строя этой детали повышается. Некоторые компоненты бензина под воздействием высоких температур начинают откладываться на деталях форсунки и препятствовать нормальному распылению топлива. Из-за того, что в цилиндры не поступает достаточного количества топлива, нарушается процесс смесеобразования. По причине плохого смешивания с воздухом крупные частицы в факеле форсунки сгорают не полностью. Электронный блок получает соответствующие данные от кислородного датчика и производит коррекцию состава смеси. В результате расход топлива может увеличиться. То есть, если вы заметили, что при эксплуатации автомобиля примерно в одних и тех же условиях заправляться приходится чаще, то вполне возможно, что виноваты форсунки.

Чтобы продлить срок их безупречной службы, специалисты обычно советуют делать им профилактику. Для этого через каждые 2-3 тысячи километров пробега добавлять в топливо специальные присадки. Иногда такой способ применяют уже после того, как обнаружили, что форсунки нужно очищать. В таких случаях этот прием самый дешевый, но я его не рекомендую. Может случиться так: все застарелые отложения с топливопроводов, растворенные присадкой, забьют топливный фильтр или еще хуже - попадут в форсунки.

Есть второй способ очистки форсунок. Форсунки не снимают, отключают бензонасос автомобиля и магистраль слива топлива в бак. Вместо бензина специальной установкой подают моющий сольвент в двигатель и запускают его на 15-20 минут. Через некоторое время опять запускают и «гоняют» на разных режимах. Потом подключают к бензину и запускают. Этот способ называют «варварским», т. к. при засорившейся одной форсунке детали остальных цилиндров испытывают на себе повышенные нагрузки, что уменьшает срок их эксплуатации. К тому же невозможно определить степень очистки.

Самый надежный - третий способ. На специальном стенде устанавливают снятые с двигателя форсунки и определяют, виновны ли они в сбоях двигателя. После их промывки там можно проверить и качество работы. Если промывка не помогла, то решение о замене будет принято не вслепую.