Ключи к «американцу»

Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, ng@ng.kz

Некоторым иномаркам нужен особый инструмент

У вас автомобиль американской фирмы. Вы решили подтянуть в нем некоторые соединения и обнаружили, что обычные ключи, которые применяли в других машинах, почему-то не подходят. Например, видите, что болт под ключ на 9, а он почему-то не одевается. Можно, конечно, обратиться к помощи молотка, но тогда наверняка повредишь и болт, и ключ. Что в таком случае делать? На этот вопрос отвечает старший преподаватель инженерно-технического факультета Костанайского госуниверситета Геннадий САВЕЛЬЕВ:

- Могу посоветовать только одно: купите другие ключи. Дело в том, что в автомобилях американских фирм применяются иные стандарты. Например, скорость измеряется не километрами в час, а милями. Что касается резьбовых соединений, то в отличие от европейской метрической системы, там используют дюймовую. Один дюйм - это длина фаланги большого пальца руки, которая равна 25,4 миллиметра. В сравнительной таблице дюймовых и метрических ключей (размеры в миллиметрах) полное совпадение есть только с ключами «на 15» и «на 19». Но первые в метрической системе используются очень редко.

Если рассмотреть приведенный пример с обычным ключем «на 9», то среди дюймовых болтов самый близкий к нему стандарт - на 3/8 дюйма. Это 9,5 мм. Понятно, что к такому болту ключ «на 9» не подойдет. Если использовать обычный ключ «на 10», то между ним и гранями болта будет такой зазор, что ключ начнет проворачиваться.

Набивать маленький ключ на головку болта дюймового типа не рекомендую. Если испорченный ключ можно свободно заменить новым, то в поисках поврежденного аналогичного болта вам придется побегать. Изготовить его в мастерской тоже непросто. Ведь у него не только головка в дюймовом измерении, но и шаг резьбы. К тому же нужно подобрать и соответствующую марку стали.

Кстати, дюймовая система хорошо знакома слесарям-сантехникам. Они имеют дело с трубами, диаметр которых измеряется в дюймах. Хотя сегодня уже используют и метрическую систему.

Стандарты в дюймах применяются и в некоторых деталях европейских автомобилей. Например, в маркировке шин и колес. Наверняка, многие водители заметили, что свечной ключ у них неплотно прилегает к шестиграннику свечи при ее откручивании. Дело в том, что изобретатели свечи размер ее шестигранника под ключ сделали тоже в дюймовом измерении и запатентовали именно в такой конструкции. Теперь, откручивая метрическим ключом «на 16» свечу, имеющую шестигранник 5/8 дюйма, знайте, что это 15,8 мм. Разумеется, такой ключ плотно прилегать к свече не будет. Но в данном случае момент затяжки требуется небольшой, поэтому на люфт ключа никто внимания не обращает. Что касается соединений, где болты требуется затягивать с большим моментом затяжки, то люфт может привести к прокручиванию ключа, и тогда соединение останется ослабленным.

Если вы пользовались при ремонте европейской машины воротками со сменными головками, то имейте в виду, что их квадраты тоже имеют дюймовое измерение. Американская фирма «Вильямс», специалисты которой придумали данный инструмент, в свое время запатентовала его изготовление именно в такой конструкции. Поэтому при обновлении инструмента под американскую машину воротки с головками можно не менять. Как и некоторые другие инструменты: карданы, трещетки, удлинители. Достаточно обновиться только дюймовыми головками, ключами и шестигранниками.

Есть еще один вариант. Фирма «Метринч» выпускает универсальные инструменты. Они годятся для обеих систем. У них лишь одно неудобство - большой холостой ход ключа. Там, где мало пространства, они не практичны. Впрочем, рынок инструментов сегодня достаточно богат. На нем есть и другие его виды, но автолюбителям, которым они могут понадобиться один раз в год, покупать нет смысла. Это для профессионалов.