Чиновничий заказ для наших трасс

На трассе от моста через р. Аят до ст. Тобол перед укладкой нового асфальта старый слой выравнивают автогрейдером (Фото Дениса ПОЛУЭКТОВА)

Ольга ЛИХОГРАЙ

Костанайцы теперь жалуются на брак при ремонте дорог напрямую акиму области

В костанайском регионе полным ходом идет ремонт сразу на нескольких трассах областного значения. И подрядчики, и чиновники в один голос уверяют, что особых проблем ни с техникой, ни с материалами нет. Более того, считают, что за последние годы качество ремонта улучшилось. Однако мнения простых автомобилистов идут вразрез с этими заявлениями. Причем впервые граждане выражают свои возмущения на личном блоге акима области.

 

«Полное г...»

Только в июне на блоге Сергея Кулагина появилось четыре сообщения о скверном качестве ремонта дорог областного значения.

- Уважаемый Сергей Витальевич, мне очень больно смотреть на работу наших дорожников. Как на ветер вылетают бюджетные средства, - написал 3 июня посетитель блога Николай Иванович. - Ремонтируется дорога между п. Тобол и Лисаковском. Асфальт укладывается на сухую поверхность и утрамбовывается почти вручную. Через несколько дней он начинает вылетать. Вместо выбоин на дороге просто появляются кочки, что для автомобилистов не лучше. Очень жаль, что такую работу принимают представители заказчика, и, видимо, с них за это не спрашивают.

К концу месяца общая тема разбитых дорог объединила еще трех посетителей блога. 25 июня на ремонт трассы недалеко от ст. Тобол, на границе Денисовского и Тарановского районов, пожаловался житель Лисаковска Сергей. Он писал, что тендер «на закатывание бюджетных средств в асфальт и свой карман» выиграла контора из Караганды.

- Я не строитель и не асфальтировщик, - сообщил Сергей. - Но вижу, что они делают полное г... Просто жаль таких денег.

29 июня на ремонт трассы Костанай-Житикара пожаловался посетитель блога Василий:

- После ремонта дорога становится еще более неровной, чем до него. Асфальт холодный, разравнивают палками, маленькими катками укатывают, обочину не ровняют. Денег государственных жалко, ведь это наши налоги. Спасибо за внимание. Уверен, что с вашим вмешательством дело поправят.

28 июня появилось сообщение от Асана об участке по трассе Набережный - Тарановка:

- Сегодня, 28 июня, я стал свидетелем «капитального» (кстати, второго за последний год) ремонта дороги на участке Набережный - Тарановка. Сыплется полусухое сырье, прикатывается для виду, а при прохождении транспорта все это разлетается на салоны авто. Я убежден, что через месяц все это покрытие сойдет. А мы, автомобилисты, будем подсчитывать убытки от поврежденных кузовов и стекол. Я просто возмущен.

Вновь зайдя на блог главы региона 7 июля, корреспондент «НГ» не обнаружил ни одного ответа на эти обращения. Видимо, поэтому посетитель блога Асан написал еще одно письмо - на электронный адрес «НГ» ng@ng.kz. На этот раз парень назвал свою фамилию и дополнил сообщение новой информацией. 5 июля он проезжал по участку, о котором писал акиму области. Увидел ту же картину, что и 28 июня.

- Поднимите, пожалуйста, тему ремонта дорог, точнее, того беспредела, который происходит на трассах нашей области, - сообщил 6 июля житель Рудного Асан БАЙБЕКОВ. - Приходится ехать со скоростью 30 км/час и умолять взглядом встречных, чтобы не ехали быстро. И как издевательство над водителями повесили знак «Осторожно - камни из-под колес». Качество дороги до ремонта было значительно лучше.

Летящий щебень

3 июля корреспонденты «НГ» проехали по этим участкам дороги. Проскочив несколько километров по трассе от Набережного до Тарановки, наш водитель отказался ехать дальше. Свежий ремонт предстал перед нами во всей красе: по старому асфальту разлили битум, а сверху засыпали щебенкой. В результате камни летели со всех сторон, попадая в двери и стекла автомобиля. При этом мы не обнаружили ни одного знака об ограничении скорости.

- Еду из России, первый раз такой ремонт вижу, - удивляется водитель «КамАЗа» Геннадий ЗЛОБИН, остановившийся на трассе для замены колеса. - По такой дороге даже «КамАЗам» опасно ездить.

На трассе от ст. Тобол до Лисаковска картина немного меняется. Здесь специальная техника вроде бы снимает старый асфальт, а чуть дальше заливают новый.

- Асфальт я не снимаю, а просто выравниваю, - говорит водитель автогрейдера Бахрам МАХМУТОВ. - Слегка убирается лишь верхний слой - на 1-1,5 см, чтобы не было бугорков.

И действительно, подойдя ближе к асфальтоукладчикам, замечаем, что довольно тонкий слой нового асфальта кладется на старый. Непонятно даже, какая фирма производит ремонт. Как сообщают сами ремонтники, их согнали из разных организаций.

- Техника вроде карагандинская, дорожники - кто из Костаная, кто из Актобе, - говорит сотрудник костанайского ТОО «Жуз Жол» Тойжан ИБРАЕВ. - Я здесь как бы в субподряде. А основательно закреплен на капитальном ремонте ул. Ленина в Лисаковске. Ремонт в городе с этим не сравнить. В Лисаковске мы полностью сняли старое полотно, потом все хорошенько просыпали песком, щебнем и на 7 см проливаем асфальтом. Вот это капитально, а что здесь - непонятно.

Замеряем слой свежего асфальта, который кладут на дорогу областного значения. Он не выше 1,5 - 2 см.

На трассе Лисаковск - Денисовка замечаем лишь несколько свежесделанных латок. А ближе к Денисовке латки только успели нарезать, но еще не залили асфальтом.

«Брак устраняем по ходу»

- Мы делаем 20 км дороги от п. Набережный до поворота на п. Щербиновка, - рассказал «НГ» заместитель директора по производственной части ТОО «Ван» Валерий ПИЛИПЕНКО. - Этот вид ремонта называется средний или ШПО (шероховато-поверхностная обработка). Мы укрепляем дорогу. Сначала трассу проливаем битумом, затем хорошо просыпаем черным щебнем. Это обычный щебень, который сначала тоже зачерняют битумом, чтобы лучше приклеивался к дороге. По СНиПам вообще допускается белый щебень, но его вылетает еще больше.

По словам Пилипенко, существует определенный допуск вылета щебня. Для водителей ставятся знаки «Выброс гравия» и ограничение скорости - 30-50 км/час. Но знаки, как утверждают подрядчики, часто воруют и их нужно ставить заново.

- Водители сами летают со скоростью 100-120 км/час, а потом жалуются, - считает Пилипенко. - По технологии щебень приживается в течение 2-3 недель. Кладут его специально в жаркую погоду, чтобы приживался быстрее. Люди должны сами соблюдать все нормы и правила. Заказчики нас проверяют постоянно. Смотрят ширину, длину дорог, подписывают акты скрытых работ. Ведется исполнительная документация. Брак устраняем по ходу. Нам нет смысла делать некачественные дороги, ведь мы даем гарантию на 3 года. Если не произойдет приживания щебня по нашей вине, то мы будем устранять все дефекты за свой счет.

Шестиступенчатый контроль

В областном управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог также уверяют, что дороги делают на совесть.

- В процессе работы бывают неполадки, но все они устраняются, - сообщил «НГ» начальник отдела технического надзора автомобильных дорог управления Нурлан МОЛДАТАЕВ. - Работают инженерные службы, стоят целые лаборатории. По асфальту еще не было нареканий, чтобы его не доложили или еще что-то. Дороги у нас делаются, можно сказать, идеально.

Странно, почему этого идеала не замечают автомобилисты, сыплющие возмущениями с такой же частотой, с какой в них попадает «неприжившийся» щебень. Получается, что власть и подрядчики - в одной упряжке, а простые граждане - в другой, хотя «скачут» по одним и тем же дорогам. Но по сути заказчик - управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог - определяет вид ремонта на дорогах и выбирает подрядчика, проводит тендер и распределяет значительные бюджетные средства, и тот же заказчик контролирует их освоение. Вряд ли чиновники могут упрекнуть за плохое качество тех, кому сами же отдали деньги.

- У нас шестиступенчатый контроль над качеством ремонта дорог, - говорит заместитель начальника управления Андрей ГОРВАТ. - На капитальном ремонте и реконструкции - это независимые столичные дорожные лаборатории, наше управление, авторы проекта, инженерная служба, сама подрядная организация. Средний ремонт контролируют две организации - сами подрядчики и наше управление.

Однако в сплошных дефектах на наших дорогах трудно усмотреть шестиступенчатый контроль. Так же, как и желание всех участников этого процесса делать хорошие трассы.

 

Ремонт трасс областного значения в 2009 году

Участок трассы

Участок

Финансирование

(в млн тенге)

Капитальный ремонт

Аркалык-Торгай

17 км

1,494

Реконструкция

Узунколь-Сарыколь

57,8 км - 63,3 км

500, 976

Федоровка-Ленино-Вишневое

5,2 км

428,3

Койбагор-Карасу-Севастопольский

20,3 км - 30,3 км

447,26

Карасу-Большая Чураковка

102,1 км - 114,09 км

230

Текущий ремонт маршрутным способом

Аулиеколь-Жалдама

58 км - 163 км

(выборочно)

191,364

Аулиеколь-Жалдама

163 км - 257 км

(выборочно)

75,789

Средний ремонт

Рудный-Качар-Федоровка

0 км - 34 км

271,974

Докучаевка-Раздольное-Аралколь

14 км

105

Тобол-Тарановка-Красносельский

22 км - 41 км (со стороны п. Набережный)

39,763

Тобол-Тарановка-Красносельский

16 км - (со стороны ст. Тобол)

88,778

Житикара-Камысты-Ливановка

17,1 км

130,709