«Крепче» - не значит «лучше»

Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, ng@ng.kz

Как правильно установить свечи зажигания?

Причину преждевременного износа свечей зажигания многие водители видят в плохом качестве изготовления на заводе. Однако так бывает далеко не всегда. Иногда в этом виноваты сами автолюбители. Они не знают, что даже при замене такой маленькой детали тоже нужно соблюдать определенные правила. О них рассказывает старший преподаватель инженерно-технического факультета Костанайского госуниверситета Геннадий САВЕЛЬЕВ:

- Действительно, для многих эта техническая операция кажется достаточно простой: отвернул ключом свечу зажигания и, если у нее оплавленные электроды, купил новую и поставил. Проходит какое-то время, и вдруг вы замечаете, что с двигателем опять не все в порядке - идет повышенный расход топлива. Учитывая, что вы недавно поставили новый комплект свечей, грешить на них, вроде бы, нет никаких оснований. Однако, прислушавшись к совету опытных водителей, вы все же решили их проверить и обнаруживаете, что на одной из них оплавились электроды. Кого винить в таком случае?

А вы вспомните, как ставили свечи. Вполне возможно, что эта свеча оказалась слабо затянутой. В такой ситуации уплотнительное кольцо, через которое происходит наибольшая теплоотдача, будет перегреваться, и свечные электроды могут оплавляться. Ведь от свечи через ее уплотнительное кольцо и резьбу на головку цилиндров передается около 80% тепла. Всем, кто еще не забыл законы физики, известно, что неровная опорная поверхность, вызванная слабой затяжкой, грязью или неисправным уплотнительным кольцом, обязательно приведет к ухудшению теплопередачи.

Не лучше будет, если вы в стремлении к надежности переусердствуете и допустите перетяжку. В таком случае на керамическом изоляторе могут образоваться микротрещины, которые впоследствии обязательно скажутся на режиме работы свечи. Через какое-то время в трещинах накопится грязь и через нее изоляторы начнет «прошивать» током, ослабляя напряжение на электродах. Результат тот же - у двигателя появляется повышенный расход топлива.

Как правильно ставить свечи? Во-первых, прежде, чем вывернуть, их нужно очистить. В некоторых современных двигателях свечи углублены и их наконечники, проходя через клапанную крышку головки блока цилиндров, герметично закрывают место установки, грязь туда не попадает. Но у большинства автомобилей свечи зажигания находятся снаружи. Их перед снятием можно продуть сжатым воздухом или очистить волосяной щеточкой. Эту процедуру нужно выполнить и в том случае, если свечи выворачиваются не для замены, а лишь для технического обслуживания.

Если ставите новые свечи, то обязательно проверьте величину зазора между электродами. Он может не совпадать с тем, который рекомендован заводом для вашего автомобиля. В том случае, если он больше, уменьшить его можно легким ударом по боковому электроду, направляя удар вдоль свечи. Если меньше, то не советую расширять его отверткой. Так можно нарушить установку центрального электрода. Специалисты рекомендуют отгибать боковой электрод специальным крючком. Его можно изготовить самому, загнув конец сплющенного гвоздя.

Каким усилием затягиваются свечи? Динамометрического ключа у вас может не быть, поэтому свечу вначале нужно завернуть вручную до упора, потом надеть свечной ключ и, слегка повернув его, убедиться, что упор действительно достигнут. После этого, если уплотнительное кольцо новое, то свечу довернуть еще на 90 градусов, если кольцо уже обжатое, то на 30 градусов. Есть двигатели, где свечи имеют конический уплотнитель. Там доворот ключа составляет всего 15 градусов.

Чтобы свеча потом легче выворачивалась, советую перед установкой потереть ее резьбовую часть графитовым стержнем карандаша. Графит не дает возможности металлу пригорать.