Оторвались от коллектива

Каримов и Лукашенко по разным причинам пришли к одному и тому же решению

Михаил ТИЩЕНКО, Lenta.ru

Узбекистан и Белоруссия сделали подарок НАТО

От проекта «Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР)», которые, по замыслу создателей, должны были стать как минимум равным конкурентом для сил НАТО на пространстве бывшего СССР, отмежевались двое участников. Соглашение о создании КСОР не подписали Белоруссия и Узбекистан.

Демарш Минска и Ташкента продемонстрировал, насколько уязвимым является очередной интеграционный проект на постсоветском пространстве (в данном случае создание совместных вооруженных сил странами ОДКБ) в условиях, когда у потенциальных участников накопилось большое количество взаимных претензий. Силы КСОР, конечно, могут быть созданы и без участия Белоруссии и Узбекистана (основную часть боевого потенциала объединенных сил в любом случае обеспечит Россия). Но эффект «нашего ответа НАТО» был бы в таком случае испорчен.

Коллективные силы ОДКБ планируется использовать в борьбе с терроризмом и международной преступностью (в том числе наркобизнесом), а также локальных и региональных конфликтах. КСОР будут включать в себя военную составляющую (Россия, как сообщалось, выделит для группировки одну воздушно-десантную дивизию и одну десантно-штурмовую бригаду, по одной десантно-штурмовой бригаде должны были выделить Белоруссия, Казахстан и Таджикистан), а также силы специального назначения, которые будут состоять из сотрудников полиции, внутренних войск и спецслужб. По подсчетам «Независимой газеты», в объединенный военный контингент войдут 15-20 тыс. человек.

Узбекистан не желает участвовать в объединенных силах ОДКБ на постоянной основе, а планирует только делегировать свои подразделения. Кроме того, узбекские власти выдвинули четыре условия: решения о применении КСОР должны приниматься только при согласии всех сторон (а не большинством голосов стран-участниц); подразделения КСОР не должны направляться в другие государства, если это противоречит национальным законодательствам; КСОР вообще не должны использоваться в конфликтах между странами ОДКБ; и, наконец, соглашение по КСОР должно вступить в силу после того, как будет ратифицировано всеми странами-участницами.

Президент Узбекистана Ислам Каримов, кстати, в отличие от своего белорусского коллеги, на саммит в Москву приехал. Но после того, что произошло в Москве, его сомнения могут только усилиться. Каримову продемонстрировали, в частности, что консенсус в том, что касается коллективных сил, обязательным отнюдь не является. Соглашение было принято, несмотря на отказ двух участников его подписать (и физическое отсутствие на саммите одного из этих участников).

Что касается Белоруссии, то ее отказ от подписания договора по КСОР стал прямым продолжением «молочной войны» (конфликта, связанного с решением России запретить ввоз молочных продуктов из Белоруссии). Пресс-служба Александра Лукашенко попыталась вроде бы смягчить позицию Минска, заявив, что принципиальных возражений против КСОР у Белоруссии нет. Однако в целом заявление способствовало тому, что скандал разгорелся сильнее: в президентской пресс-службе прозрачно намекнули, что угроза безопасности Белоруссии исходит из... самой ОДКБ (а точнее, от России).

Фото www.ng.kz