Пришел черненький "Волчок"...

В "Волчке" главные герои безымянны, просто мать и дочь

kinokadr.ru, kp.ru, rudata.ru

Юбилейный "Кинотавр" стал фестивалем фильмов о "депрессивных тенденциях"

Этот фестиваль был 20-ым. Он начался с вручения двух призов "За выдающийся вклад в российскую киноиндустрию", один из которых награжденному взять в руки уже не довелось. Потому что обладателем его посмертно стал недавно скончавшийся актер Олег Янковский, много лет возглавлявший "Кинотавр". Второй приз как отец-основатель фестиваля получил Марк Рудинштейн. Остальные награды фестиваля, проходившего в Сочи с 7 по 14 июля, распределялись в конкурсной борьбе.

 Удар в солнечное сплетение

В основной программе участвовало 12 картин: "Бубен, барабан" Алексея Мизгирева, "Волчок" Василия Сигарева, "Европа-Азия" Ивана Дыховичного, "Кислород" Ивана Вырыпаева, "Миннесота" Андрея Прошкина, "Непрощенные" Клима Шипенко, "Похороните меня за плинтусом" Сергея Снежкина, "Сказка про темноту" Николая Хомерики, "Скоро весна" Веры Сторожевой, "Сумасшедшая помощь" Бориса Хлебникова, "Сынок" Ларисы Садиловой и "Я" Игоря Волошина.

В основное жюри фестиваля, которое возглавит известный продюсер Сергей Сельянов, входили оператор Михаил Агранович, режиссер Сергей Бодров, актер Сергей Маковецкий, актриса Дарья Мороз и сценарист Авдотья Смирнова.

Помимо основного был еще конкурс "Короткий метр", итоги которого были подведены первыми, потом шкалу своих препочтений определила Гильдия кинокритиков, а затем наступил черед главных призов. Самое большее количество наград досталось "Волчку" и  "Кислороду". Для начала кинокритики разделили между ними своего "Белого слона". А в ночь с 14-го на 15 июня на церемонии закрытия в Зимнем театре выяснилось, что «Гран-при» фестиваля "Кинотавр" получила картина "Волчок", она же получила приз "За лучший сценарий". И за работу именно в этом фильме приз "Лучшая женская роль" достался Яне Трояновой.

Об этом фильме много писали, освещая события "Кинотавра". Вот одно из мнений:

- «Волчок» беспросветно мрачен. Это история несчастной, одинокой девочки, которая растет с матерью-алкоголичкой. Девочка задыхается без родительской любви, от отчаяния душит ежика, которого приносит домой мать, дружит только с надгробием какого-то мальчика на кладбище, и в жизни ее нет ни радости, ни смысла. «Волчок» прост, как удар в солнечное сплетение, и при этом, вы будете смеяться, он безупречен. Он самый отшлифованный, вылизанный, продуманный и одновременно самый сильный, дышащий, живой, злой фильм на этом фестивале. Наверное, лучше б его не было, но он есть, и после него  ты вылетаешь из зала с горящими глазами и с восторженным нецензурным воплем.

С этим мнением абсолютно совпало мнение жюри.

Какое все это кино

Лучшей режиссерской работой признана работа Ивана Вырыпаева, снявшего "Кислород". Лучшая музыка, по мнению жюри, тоже была в картине "Кислород".

"Лучшую мужскую роль" получил Борис Каморзин (фильм "Сказка про темноту"). Приз за лучшую операторскую работу получил фильм "Я". Спецдиплом жюри фестиваля получил Алексей Мизгирев за картину "Бубен барабан", в которой снялась бывшая "маленькая Вера", исчезнувшая со зрительского небосклона на 20 лет актриса Наталья Негода.

Как выяснилось, самой жизнерадостной на "Кинотавре" оказалась статистика.

Несмотря на кризис, фестиваль прошел без каких бы то ни было финансовых и организационных эксцессов. Аккредитовано на нем было чуть меньше 2 500 человек. Прессы - 400 человек. Участников основной программы большого конкурса - 110 человек, гостей фестиваля, прибывших в Сочи за счет "Кинотавра", - 145 персон плюс все остальные, приехавшие за свой собственный счет.

Но что касается тематики конкурсной программы... Из нее явствовало, что мировой кризис на дворе и всемирная депрессия на сердце.

В фильме "Кислород" Ивана Вырыпаева рассказано речитативом и в клиповой стилистике, как легко убить лопатой надоевшую некрасивую жену только потому, что на пути повстречалась симпатичная девушка, пообещавшая более "кислородное" общение.

В фильме "Я" еще одного молодого режиссера Игоря Волошина зрителей мучают живописными картинами сумасшедшего дома, в который герой отправился в поисках свободы... спрятаться от армии. И в его вменяемости действительно можно было усомниться, потому как менял он шило на мыло: армию на такой дурдом, после которого и солдатом не станешь, и прежним человеком никогда не будешь.

Подарили луч надежды в "Миннесоте" Андрея Прошкина, но в самый счастливый момент загнали героя под колеса самосвала, как раз тогда, когда он мчался к своей лучшей жизни.

В фильме "Похороните меня за плинтусом" Сергея Снежкина слух зрителей испытывали децибелами крика больной бабушки, своей любовью и заботами, помноженными на расшатанные нервы, превратившей внука уже в пять лет в законченного неврастеника и маленького старичка.

Но самая страшная метафора ожидала в "Сумасшедшей помощи" Бориса Хлебникова - фильме о том, что в огромном мегаполисе добротой и отзывчивостью к чужим бедам может обладать только сумасшедший.

"Депрессивные тенденции" фестиваля программный директор Ситора АЛИЕВА прокомментировала так:

- Мы являемся мировым зеркалом общей ситуации. Я регулярно последние 19 лет бываю на всех фестивалях в Европе, которые имеют национальный фокус, и на последнем фестивале в Гдыне после 35 просмотренных фильмов я решила выброситься в Балтийское море - так мне стало плохо. Я вдруг поняла, что мы абсолютно в европейском контексте и ничем не отличаемся по степени депрессивности от поляков, немцев, венгров или англичан.

Фаворит, но не лауреат

Интересно, что без наград осталась картина, которую поначалу относили к числу безусловных фаворитов, - "Похороните меня за плинтусом" по одноименной повести Павла Санаева. По повести, которую не просто модно считать культовой, которая в самом деле очень хороша. Недаром накануне премьеры актриса Светлана КРЮЧКОВА с юмором сказала:

 - Нам было очень сложно, потому что вся Россия читала Санаева, и каждый знает, как надо было делать этот фильм. Так что, если фильм гениальный, то это мы, а если плохой - то это режиссер виноват.

Актерский состав был звездным: Крючкова, Алексей Петренко, Мария Шукшина. Премьера "Похороните меня... " собрала самое большое количество зрителей за все время "Кинотавра". Светлане Крючковой прочили приз за лучшую женскую роль... В итоге же фильм не был отмечен никак. Кроме дружного пророчества почти всех, писавших о фестивале, что его будут много и охотно смотреть.

Хотя для поклонников книги сразу скажем - это не экранизация повести.  Если в книге действие охватывает много месяцев, на экране все упаковано в один пасмурный день. У мальчика Саши Савельева день рождения, который ему не дают отпраздновать. Саша живет с бабушкой и дедушкой, которые буквально захватили его в плен и теперь нещадно терроризируют. Дедушка (Алексей Петренко) - туповатый, самодовольный и довольно гнусный тип, плохой советский актер, кичащийся своими званиями. Бабушка (Светлана Крючкова) - сумасшедшая толстая сволочь с тяжелой истерией. Она обращается с Сашей, как с живой игрушкой, таскает его по врачам, на ходу придумывая разные диагнозы, чтоб добавить самой себе острых ощущений, и запрещает видеться с «потаскухой-матерью», которую Саша нежно любит.

Но в повести дедушка с бабушкой были описаны с удивительной нежностью. Дедушка был не умен, слаб, но симпатичен. Бабушка была чудовищем, но одновременно трагической героиней: благодаря нескольким блестяще прописанным сценам твоя ненависть к ней иногда перемешивалась с острым сочувствием. Санаев простил своих родственников, и это в его книге отчетливо прочитывается. Но в фильме нежность как-то поугасла: когда Светлана Крючкова произносит пассажи о своем печальном прошлом (причем слово в слово по книжке), это не  вызывает ничего, кроме дополнительного приступа гнева по отношению к старой твари, которая привычно манипулирует людьми и активно разводит их на жалость к себе. Винить Крючкову не в чем: она  демонстрирует фантастический класс актерской игры, она незабываема. Просто это не та бабушка. И не тот дедушка. И не тот мальчик.

Все эти "не" на постпремьерной пресс-конференции режиссер Сергей СНЕЖКИН парировал так:

- Книга Санаева написана про себя самого, а я снимал фильм про бабушку. Чем дальше от конкретной семьи, тем ближе к искусству. Для меня мальчик - повод, а интересны бабушка и все, исходящее от нее. Для меня она - это зачитанный до дыр учебник истории. Знаете, я точно понял, что старость - это не дряблость мышц и не больные кости, а это когда начинаешь учить всех на своем опыте.

Чем-чем, а старостью в этом смысле на "Кинотавре" точно не пахнет.

Что владеет умами молодых и не очень кинематографистов, почему они делают такое кино? - говорил председатель попечительского совета фестиваля Александр РОДНЯНСКИЙ. - Вот в этом любопытно было бы разобраться. Что касается меня лично, я люблю некорректное кино - жесткое, депрессивное, разное. Меня волнует только одно: это по-настоящему искренне, это мужское протестное кино или это бизнес-модель, за которой даже в очень интеллигентном и симпатичном исполнении нет настоящей страсти? Я не люблю игру в протест. Что касается фестиваля, то, чем гордится его создатель Марк Рудинштейн - необычайно высоким коэффициентом коммуникабельности, в этом смысле "Кинотавр", конечно, уникален. Когда в рамках одной гостиницы с ее кафе и ресторанами несколько тысяч человек и более двух тысяч единовременно имеют возможность общаться друг с другом. Иногда назойливо и неприятно, но всегда свободно. И в этом смысле фестиваль, безусловно, состоялся.

Фото www.kinokadr.ru