Чтобы моратории взять и отменить

Галина КАТКОВА

Режим запретов на проверки не может заменить правильный закон

И чем чаще вводятся запреты, тем это явственнее. Когда спецрежим работы для субъектов малого и среднего бизнеса становится нормой, это означает, что действующие до сих пор регуляторы перекошены. Их много. Подсчеты разнятся, но по некоторым данным деятельность МСБ должна подчиняться требованиям 7 кодексов, 60-70 законов, и десятков ведомственных нормативно-правовых актов.

На переднем у нас передышка

Ориентироваться в этом множестве сложно, а незнание закона от ответственности не освобождает. Кстати, рассредоточенность законодательной инфомации, к тому же постоянно меняющейся, - это действительно проблема для пользователей. Ее постоянно поднимали предпринимательские общественные объединения. Еще во время действия моратория в прошлом году исполнительный директор Форума предпринимателей Казахстана Мунавара ПАЛТАШЕВА комментировала для «НГ» необходимость оптимизировать законодательство по проверкам частных предприятий. Говорила, что мораторий для того и нужен. Даже принципы этой оптимизации называла. Основной из которых - иной подход к оценке эффективности наших контролирующих органов. Не количество выявленных нарушений должно свидетельствовать об их отличной работе. А упреждение этих нарушений, профилактика, консультирование предпринимателей и в конечном итоге обеспечение нормальной работы бизнес-сектора. Работы, а не простоев. То есть даже вполне законная приостановка деятельности частного предприятия должна быть наказанием не только для его владельца, но и для его контролеров-кураторов. По крайней мере, должна и для них предусматривать какую-то ответственность. Хотя бы за соразмерность меры воздействия прегрешениям. Возможно ли все это вообще? Грамотные предприниматели, знакомые с международной практикой, считают - вполне.

Сам форум много сделал для создания новой концепции проверок. Еще в прошлом году она была практически готова. Рассчитывали все-таки, что принятие нового Налогового кодекса будет отсрочено, и концепция до этого будет оформлена как законопроект. Не вышло. Наконец в кризисном 2009 году вроде бы резоны предпринимателей были услышаны. Вот и официальные сообщениях пресс-службы правительства дают такую трактовку текущего момента: «Во время моратория государство будет иметь возможность упорядочения системы госконтроля за предпринимателями».

Проверочные листы и сокращение полномочий

В этом году от лица правительства в предпринимательские ассоциации вброшен документ. Тоже концепция по проверкам. Для ознакомления, оценки и выработки предложений. Создана, подчеркивается, с учетом наработок ФМК и с помощью международных экспертов.

Подход к организации плановой контрольно-надзорной работы предлагается основывать на учете прежде всего тяжести последствий, к которым могут привести предпринимательские нарушения. Каждый госорган должен будет принять и опубликовать так называемые проверочные листы. Это исчерпывающий перечень основанных на законодательстве требований к бизнесу. Объем требований должен соответствовать принципу минимальной достаточности. В соответствии с требованиями проверочных листов будет сформирован набор соразмерных санкций за их нарушения.

Предлагается разработать и принять как поправки к Административному кодексу градуированную систему штрафов. Административные взыскания должны будут определяться, исходя из тяжести нарушения, размера предприятия, готовности предпринимателя к сотрудничеству с проверяющими, рецидивности.

Предусматривается существенное улучшение ведомственных и централизованной системы учета проверок, выявленных нарушений и штрафов за них с целью обеспечения доступа заинтересованных сторон к данной информации (банк данных, о необходимости создания которого так много говорили, но до сих пор ни капли не сделали). Наконец, предлагается существенное сокращение полномочий силовых госорганов по доследственным проверкам бизнеса.

А если не распылятся?

Вроде то, и не совсем то. По крайней мере, для костанайских предпринимателей, которые считают необходимым участвовать в обсуждении документа с длиннейшим названием «Концепция проекта закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам упорядочения и оптимизации проверок в сфере частного предпринимательства».

В самом имени - семя раздора. Речь-то идет об изменениях, которые будут «рассеяны» по всей законодательной базе, регулирующей деятельность МСБ. А почему не специальный закон о проверках? Генеральный директор ТОО «Костанайтурист» Анатолий ДИРКСЕН, например, предлагает принять межведомственный закон РК «О государственном надзоре и контроле за частнопредпринимательской деятельностью». При этом принципиальным считает отделение его от контроля за государственным сектором экономики.

Предприниматели, работающие в торгово-закупочной сфере и сфере общественного питания, хотели бы, чтобы в свою очередь ответственность государственных конролирующих органов была тоже четко прописана в законе. Кстати, от самих контролеров тоже не раз приходилось слышать, что их деятельность нуждается в оптимизации. Усиливать надо так называемый входной контроль, например, на границах, где ввозятся огромные партии товара, в хозяйствах, где производят мясо и молоко. Это гораздо эффективнее, чем отлавливать нарушителей за тысячами прилавков и в сотнях кафе.

Сроки и соглашения

По идее, к моменту окончания действия нынешнего моратория 1 июля бизнес должен получить новое законодательство по проверкам. Потому что большая часть административных барьеров для МСБ, о разрушении которых так давно и заботливо печется правительство, связана с госконтролем за частником.

Но есть еще один момент, о котором надо сказать для вящей пользы предпринимателей. Нынешний мораторий, как известно, считается просто продолжением предыдущего. Но он вступил в действие после «джентльменского соглашения». Руководители крупнейших бизнес-объединений пообещали главе государства, что с уплатой налогов от МСБ проблем не будет. Что имелось в виду? То, о чем раньше почему-то предпочитали молчать. О существенном, по подсчетам фискалов, недоборе по налогам за время действия прошлогоднего моратория. Был ли таковой в Костанайской области? Оказывается, был.

- За налоговой службой оставалось и остается право проводить некоторые виды проверок. В частности, хронометражные обследования. За прошлый год по их результатам мы выявили занижение предпринимателями доходов на общую сумму 369,4 млн тенге, - сообщил «НГ» начальник отдела по работе с субъектами малого и среднего бизнеса и специальным налоговым режимам Налогового департамента по Костанайской области Аскат СЫЗДЫКОВ. - Добавлю, что эти обследования касались лишь 308 налогоплательщиков, а субъектов малого и среднего бизнеса в ней более 50 тысяч.

Эти данные только лишний раз подтверждают, мораторий - мера исключительная, и с оптимизацией проверочного законодательства государству выгоднее не тянуть.

Рисунок Батырбека ДЖУЗБАЕВА