Особенности полноприводных

Дмитрий ВАСИЛЬЕВ

Как эксплуатировать ШРУСы?

В конструкции современных автомобилей чаще начали применять передний привод колес. Он имеет ряд преимуществ перед заднеприводными, но в то же время и некоторые особенности в эксплуатации. Какие именно, рассказывает старший преподаватель кафедры «Технический сервис» Костанайского госуниверситета Геннадий САВЕЛЬЕВ:

- Действительно, передний привод дает автомобилю больше устойчивости в движении, в определенной степени упрощает конструкцию ходовой части, в результате чего сокращаются эксплуатационные расходы. Тем не менее и у него есть ряд особенностей, незнание которых может привести к преждевременной поломке, а значит - и к увеличению расходов на поддержание вашей машины в исправном состоянии.

Привод каждого переднего колеса такого автомобиля состоит из вала и двух шарниров равных угловых скоростей (ШРУС). Их водители часто называют «гранаты». Назначение этих устройств - передавать крутящий момент под углом. То же самое, что и у карданных передач заднеприводных автомобилей. Только у них угол передач ограничен 20 градусами, а в ШРУСах он доходит до 40. Шарниры есть внутренние, они вставлены в коробку, и наружные - те, которые соединены со ступицами колес. Конструкции ШРУСов бывают разные. Они могут представлять из себя 6 и 3 шарика. Могут быть ролики или скользящие сухарики сложного профиля.

Как видите, устройство достаточно простое, однако это не означает, что его эксплуатация должна быть примитивной. Шарики и ролики нуждаются в обильной смазке и защите от пыли и грязи. Обычно ШРУСы защищены резиновым гофрированным чехлом (их называют «пыльники»). Существуют и определенные правила эксплуатации шарниров. Кстати, время их служения конструкторы определяют 80-100 тыс. км пробега. Но опыт говорит, что при соблюдении правил эксплуатации они могут исправно работать гораздо дольше.

Как этого достичь? Во-первых, периодически проверять состояние «пыльников». Прежде всего осенью, зимой и в зимне-весенний период. Особенно у автомобилей, которые чаще используются в селе. Там большая вероятность повредить чехол каким-нибудь предметом на дороге. Если вовремя не заменить его, то в смазку начинает попадать вода, пыль и песок, и шарниры выйдут из строя преждевременно. Чаще так случается с наружными ШРУСами, которые расположены ниже. На некоторых автозаводах «пыльники» делают из некачественного материала, в результате чего у них появляются трещины. Они могут сыграть отрицательную роль и в случае заполнения шарниров лишним количеством смазки. Это должна быть специальная пластическая смазка ШРУС-4 или ее импортный аналог. В каждом шарнире ее должно быть не более 80 куб. см. Заправите больше - смазку после нагревания при движении выдавит через хомуты крепления или трещины в «пыльниках». После охлаждения она опять возвращается в полость шарнира, но уже впитав в себя абразив.

ШРУСы можно вывести из строя и в том случае, если часто начинать движение автомобиля с круто вывернутым рулем.

Исправность шарниров проверяется так: во время движения по ровной поверхности поверните руль до отказа в одну, потом в другую сторону. Изношенные ШРУСы издают характерный щелкающий звук. На ранней стадии износ дает о себе знать вибрацией руля при движении на скорости 100 км/час. Правда, при условии, если колеса будут отбалансированы и проверены углы установки колес.

На СТО в таких случаях часто предлагают заменить привод полностью. Опыт показывает, что внутренний шарнир может служить дольше, поэтому достаточно поменять только наружный.