Не думая о последствиях

Евгений ШИБАРШИН

В последнее время СМИ регулярно публикуют в различных вариантах слова министра индустрии и торговли РК Владимира ШКОЛЬНИКА по поводу того, что он выступает за повышение пошлин на ввоз в страну подержанных иномарок. При этом оговаривается, что выражает лишь частное мнение. Тогда с чего бы вдруг личная точка зрения государственного служащего (пусть даже и в ранге министра) так интенсивно тиражировалась? Причем все газеты и телеканалы ссылаются на материалы различных информационных агентств, где утверждается, что министр якобы сделал это заявление «в перерыве заседания правительства, отвечая на вопросы журналистов».

То есть это еще не официальное решение, и будет оно или нет, пока неизвестно. Но людям уже дали понять, что главный закоперщик такого мероприятия свою точку зрения уже выработал. И познакомил с ней казахстанскую общественность. Причем уже не первый раз. Раньше было то же самое: в перерыве заседания, мимоходом, абсолютно не думая, что делает заявление, затрагивающее финансовые интересы тысяч граждан и способное вызвать серьезные последствия на внутреннем автомобильном рынке. 

Сразу же возникает вопрос: это от политической недальновидности г-на Школьника, не понимающего, что его слова могут вызвать социальное недовольство на «ровном месте», или все делается по заранее продуманной схеме, чтобы действительно изменить ситуацию на казахстанском авторынке в чью-то пользу? Ответ лежит в мотивации, которой министр руководствуется. Раньше он говорил о том, что заграница завалила Казахстан автомобильным старьем, теперь он выразил беспокойство по поводу развития собственного автопрома и озабоченность необходимостью повышения доходов республиканского бюджета. По поводу «старья», которое по своим технических параметрам на порядок выше любого продукта местного автопрома, доказывать ничего не нужно. Иначе зачем бы министру защищать производителей отечественных машин. Что касается самого желания «защитить», тут есть над чем подумать. Прежде всего насколько этот бизнес действительно отечественный и не лучше ли нам выбрать другого партнера? Такого, который имеет лучшие возможности в автомобилестроении.

Теперь что касается пополнения республиканского бюджета. Если судить по материалам информагентств, то связь, которую провел Школьник между доходами бюджета и подержанными автомобилями, получилась какая-то невнятная. Сюда почему-то приплели новые импортные машины, которые в казахстанских салонах продаются по той же цене, что и в России. Хотя, судя по тому, что у нас пошлины на их ввоз ниже российских, значит, и продаваться они должны дешевле.

- О чем это говорит? О том, что в бюджет не попадают деньги, а разница оседает у тех, кто продает, - заключил Школьник.

А какая здесь связь с подержанными автомобилями? Ведь если повысить пошлины на их ввоз, то поступления в бюджет по этой статье вообще прекратятся. Получается, что министр не знает, о чем говорит? Или ему больше нечего сказать, потому что лоббирует частный интерес? Если это действительно так, то в случае трансформации личного мнения министра в официальный документ казахстанским автовладельцам не позавидуешь.