Прежние форматы и новые матрицы

Изменится ли маркетинговая политика в сети Gros, решает новое руководство

Галина КАТКОВА

В Костанае некоторые крупные магазины меняются на глазах

В одних торговые площади освобождаются от витрин. В других полки на месте, но на них пачки спагетти выкладываются реденько и вдоль, а вместо прежних 5-7 видов минеральной воды вплоть до «Эвиан» теперь один сплошной «Тассай». Полное ощущение, что торговые точки расторговывают остатки перед... Перед чем? Перед ценовым рывком? Перед закрытием? Вопросы выглядят еще актуальнее на фоне торговых точек, в которых особых видимых изменений вроде бы не отмечено. Что происходит у самых крупных представителей костанайской розницы?

Теперь - дискаунтер

Пожалуй, самые заметные чисто визуально изменения произошли с магазинами сети «Аймар». Входишь и видишь странно свободный торговый зал. Покупатели, впрочем, есть, товары - хлеб, молоко, кондитерка, бакалея, овощи-фрукты, мясо-колбаса, бытовая химия - тоже. Но ассортимент без излишеств. В этот магазин больше не придешь, как на экскурсию, разглядеть после покупки пары кило картошки необычную  посуду из прессованного бамбука или оценить 20 наименований шампуня. Согласитесь, мы же еще вчера и за этим тоже заходили в супермаркеты. Что произошло?

- Во-первых, я хотела бы все-таки внести ясность: наши магазины - это не супермаркеты, - говорит менеджер по маркетингу, рекламе и PR сети магазинов «Аймар» Анна ЛИТВИНОВА. -  Возможность для покупателя самому выбрать товар - признак магазина самообслуживания, не более того. «Аймар» же всегда позиционировал себя как «магазин у дома», в который покупатель заходит, точно зная, что ему надо купить. Вот на этом принципе строится наша маркетинговая политика. Она достаточно гибкая и позволяет оперативно реагировать на меняющиеся условия в нашем сегменте бизнеса. Постоянные покупатели заметили изменения в наших торговых точках еще в январе. Сейчас мы завершаем процесс, который включает два момента: мы сокращаем, говоря профессиональным языком, ассортиментную матрицу и делаем ставку на демократичные цены. В маркетинге всему этому есть определение - «дискаунтер», или магазин низких цен. Если попроще, то мы считаем, что сегодня в магазинах нашего типа не стоит человеку предлагать восемь видов майонеза, достаточно двух сопоставимой ценовой категории.

Прежде чем принять решение о некоторых переменах в нашей сети, мы провели опрос населения. И выяснили, что если речь вести о товарах ежедневного спроса, то покупатель в сегодняшней финансовой обстановке склонен не «привязываться» к определенному брэнду. Вернемся к тем же майонезам. Человеку теперь не так важно, чтобы был выбор между «Махеевым», «Лаской» и еще пятью аналогичными по цене соусами. Ему важно, чтобы в наличии был просто качественный недорогой майонез.

Да, мы согласны, что немножко непривычно для покупателей видеть наши торговые залы без большого количества полок, но ведь все, что нужно человеку покупать для дома постоянно, в «Аймаре» есть.

Все решения - сверху

Еще один объект пристального покупательского внимания - Gros. Стопроцентный супермаркет. И вывод этот мы делали, в первую очередь, по ассортименту: с самыми обычными товарами  здесь соседствовали коричневый сахар, рис по нескольку сотен тенге за кило. Рис еще есть, сахара давненько нет. Вообще, в последнее время былого шика явно убавилось. Выбор сузился. Надолго? Вернется ли прежнее ассортиментное богатство или и здесь речь идет о новом формате?

 - Я бы не сказал, что у нас в магазинах уж такие большие изменения, - не согласился директор костанайского представительства сети супермаркетов Gros Сергей СТРЕКАЛОВ. - А те, о которых вы говорите, связаны в первую очередь с организационными моментами в нашей сети в целом. Вы, наверно, в курсе, что у нас сменился собственник. Новое руководство решает, какой будет маркетинговая политика, на какие товары и каких поставщиков будет сделана ставка.

По мнению же самого Стрекалова, новый взгляд на розничную торговлю как ответ на повсеместно кризисную ситуацию сегодня уместен. Конечно, люди есть и пить не перестанут. Но даже если привыкли к коричневому сахару и рису «басмати», будут покупать его пореже и не в прежних объемах.      

Господин поставщик

«Бородинский» выглядит как обычно. Против ожидания, ничего в нем не изменилось и после ревизии 22 февраля, о которой известили покупателей. Объективности ради стоило бы добавить слово «почти». Я покупатель пристрастный, заметила, например, что уже больше месяца, как сильно обеднела витрина с наборами мороженых овощей и ягод. Но это все-таки не определяющий момент. Как и подъем цен на ряд товаров (например, бытовую химию), без которого не обошелся, думаю, ни один магазин.

 - Никакого общего подъема цен в марте мы не ожидаем и тем более не планируем, - сказал директор ТОО «Магазин «Бородинский» Владимир ЭПШТЕЙН. - Возможно, подорожает сахар... Но вы поймите, что никаких гарантий вам, покупателям, розница в принципе дать не может. Мы зависим от поставщиков.  

Вопрос о грядущем подъеме цен «НГ» задавала руководителям всех торговых предприятий, которые попали в этот обзор. И все в разных вариациях отвечали одно: не исключаем, так как зависим от поставщиков, в значительной степени - от поставщиков импорта. Он у нас доминирует. До 80% товаров пересекает границу на пути к нам, иногда и не одну.

 - Мы всегда старались работать по демократичным ценам. Нас положение к этому обязывает: мы не имеем конкурентных преимуществ, которое дает, например,  расположение супермаркета в центре города. Поэтому мы пытаемся привлечь покупателя не шаговой доступностью, а другими способами. Но в марте по ряду товаров у нас цены несколько поднимутся, - признался исполнительный директор ТОО «Астыкжан» Виталий КИМ. - Российские партнеры, поставщики извещают нас об изменении условий, заключенных ранее договоров. А в самом Костанае еще играет роль некий периферийный компонет во взаимоотношениях с поставщиками. В крупных городах эти фирмы гораздо гибче реагируют на сегодняшнюю ситуацию. А у нас превалируют жесткие схемы типа полной предоплаты, оплаты сразу за всю партию. Можно же договариваться на иных условиях, которые везде уже с успехом опробованы.

Розница - один из важнейших индикаторов социального самочувствия. Она же всегда самая виноватая, когда речь идет о скачках цен. Она же вызывающая огромный соблазн регулировать ее со стороны. И сегодня предприниматели этого сектора регулярно отчитываются перед властями. Сейчас их цены анализируют антимонопольщики. Хорошо бы все это на пользу. И покупателям, и что не менее важно - бизнесу.

Фото из архива «НГ»