Взять на буксир

Дмитрий ВАСИЛЬЕВ

У операции есть свои тонкости

Зимой нередко возникают ситуации, когда холодный двигатель не запускается или появилась неисправность, устранять которую на морозе очень сложно. Бывает и так, что машина застряла в глубоком снегу. Водителям приходится обращаться за помощью к своим коллегам, умоляя взять  автомобиль на буксир. В таких случаях нужно знать некоторые особенности этой, казалось бы, простой технической операции. О них рассказывает старший преподаватель кафедры «Технический сервис» Костанайского госуниверситета Геннадий САВЕЛЬЕВ:

- Действительно, зимой необходимость буксирования возникает чаще, чем в другое время года. Поэтому, не дожидаясь такого случая, рекомендую еще раз посмотреть Правила дорожного движения, где записаны все необходимые операции, которые водители должны соблюдать в таких случаях. Правда, они направлены больше на обеспечение безопасности движения, но есть еще и техническая сторона. О ней водителям тоже не следует забывать.

Прежде всего, нужно знать, что буксирующее транспортное средство обязательно должно быть тяжелее буксируемого. Или хотя бы равное ему по весу. По возможности буксир можно еще и догрузить. Имейте в виду, что не каждый автомобиль подходит в качестве буксировщика из-за слабой конструкции кузова. Особенно этим отличаются современные южно-корейские малолитражки. Для данной операции лучше подходят джипы. У большинства из них кузов установлен на раму, к тому же там есть и специальное буксирующее устройство.

Если у вас возникла необходимость буксировать свой автомобиль, то прежде узнайте, что случилось с машиной. В некоторых случаях (например, при поломке в редукторе моста) лучше воспользоваться услугами эвакуатора. Незаменим он при сильном гололеде и на дальних расстояниях, если дорога по маршруту вашего следования имеет затяжные подъемы. Бывают варианты, когда автомобиль буксируют методом частичной погрузки. Это категорически не следует делать с полноприводными машинами с не отключаемой полностью трансмиссией.

Для буксировки лучше использовать современные эластичные тросы. Они смягчают рывки, которые неизбежно возникают в ходе такого движения. Если у буксира и у вашего автомобиля место крепления троса находится не по центру машины, то крепить его следует по одной линии, а не по диагонали. Иначе увеличивается нагрузка на буксировщик. Позаботьтесь о том, чтобы трос был закреплен надежно и во время начала движения, а возможные в таких случаях наблюдатели находились от троса в радиусе не меньше его длины.

В ходе буксирования водителю буксира нужно помнить, что общая масса автомобиля теперь увеличилась. Не следует производить резких рывков, повороты делать с большим радиусом. Если автомобиль имеет автоматическую коробку передач, скорость буксирования не должна превышать 30 км/час, а расстояние - не более 80 км. Ключ зажигания должен быть в замке, даже если двигатель выключен, иначе рулевое колесо может заблокировать.

Что касается установки прицепных устройств, то на некоторые автомобили их заводы-изготовители это делать не рекомендуют. Если вы такое решение приняли, это считается техническим нарушением и его нужно сертифицировать. Установку разрешено делать специализированным организациям, которые обеспечат соблюдение всех необходимых технических норм.

Однако даже на автомобилях, где предусмотрена возможность буксирования, нельзя это делать на постоянной основе - идет повышенная нагрузка на элементы несущего кузова и на трансмиссию. Особенно «страдает» главная передача. Срок ее службы резко сокращается и даже возможна поломка. К тому же происходит повышенный износ тормозного механизма и крестовин карданного вала. Поэтому автолюбители так неохотно покупают машины, которые до этого часто таскали за собой тележки с мясом или строительными материалами.